Что будет, если с МКС запустить бумажный самолетик

Таким вопросом задались японские ученые, которые задумались над решением проблемы космического мусора.
Автор Наука Mail
Земля окружена космическим мусором
Сохранение окружающей среды на околоземной орбите является одним из основных направлений современной космической деятельностиИсточник: Freepik

В последние годы из-за резкого увеличения запусков спутников низкая околоземная орбита (НОО) оказалась переполнена космическим мусором: обломками кораблей, отслуживших ракет и других вышедших из строя аппаратов. Помимо угрозы столкновения с действующими спутниками, важными для навигации, связи и прогнозирования погоды, крупные фрагменты могут упасть на Землю. Кроме того, обломки, входя в атмосферу, при сгорании оставляют за собой следы химических веществ, способных повредить озоновый слой.

С каждым новым запуском количество мусора на низкой околоземной орбите возрастает, и проблема становится все более актуальной. Космические агентства и частные компании активно ищут способы ее решения, изучают возможности создания более экологически чистых ракет и спутников из органических полимеров. В недавнем исследовании, опубликованном в Acta Astronautica, ученые решили обратиться к оригами, чтобы найти безопасную альтернативу.

Бумажные самолеты в космосе

Максимилиан Берте и Кодзиро Судзуки из Токийского университета (Япония) с помощью компьютерного моделирования выяснили, сколько времени потребуется запущенному с МКС на высоте 400 км бумажному самолету, чтобы вернуться в атмосферу Земли, и какой температурный режим он сможет выдержать.

Схематичное изображение предполагаемого сценария миссии бумажного самолета
Предполагаемый сценарий миссии бумажного самолетаИсточник: Acta Astronautica

Эксперимент показал, что изначально самолет оставался стабильным благодаря своей конструкции и плавно перемещался в условиях, напоминающих космический вакуум. Однако через 4 дня, когда он спустился на высоту около 120 км над Землей, потерял стабильность и начал неуправляемо вращаться. Сильный аэродинамический нагрев привел к полному сгоранию на высоте около 90−110 км.

Следующую бумажную модель Берте и Судзуки оснастили алюминиевым хвостом и поместили в гиперзвуковую аэродинамическую трубу, чтобы проверить ее поведение в условиях, приближенных к возвращению в атмосферу. Эксперимент длился 7 с, по истечении которых нос самолета отклонился назад, а концы крыльев обуглились. Если бы тест продлился немного дольше, то модель сгорела бы полностью.

Бумажный самолет с алюминиевым хвостом
Комбинированная модель космического самолета из бумаги и алюминия для использования в аэродинамической трубеИсточник: Acta Astronautica

Практическое значение эксперимента

Авторы научной работы предполагают, что бумажные космические аппараты могут сыграть свою роль в будущих миссиях, например, в сборе данных о Земле, полностью сгорая и не оставляя вредных материалов. Это может стать небольшим, но важным шагом к более экологичным и безопасным полетам в космосе.

Кроме того, исследование демонстрирует, как простая идея может вдохновить на инновационный подход к решению проблемы космического мусора.

Ранее Наука Mail рассказывала, что эксперт указал на связь проблем изменения климата и космического мусора.