Субтитры не могут улучшить навыки чтения у детей: открытие ученых

Как бы родителям ни хотелось найти простой метод обучения грамоте, лучше пользоваться научно проверенными вариантами. Например, совместным чтением книг.
Иван Гвоздь
Автор Наука Mail
Тепловые карты, созданные на основе фиксаций участников эксперимента
Тепловые карты, созданные на основе фиксаций участников экспериментаИсточник: Psychological Science

Долгое время в обществе витало мнение, что телевизионные субтитры могут помочь детям освоить навык чтения, но это утверждение не имело научных доказательств. Поэтому ученые из Королевского университета Холлоуэй решили развеять миф и провели крупное исследование с участием 180 детей младшего школьного возраста — диапазон с первого по шестой класс.

Интересно, что такая выборка по возрасту сделана не случайно — как оказалось, это имеет прямое влияние на чтение субтитров. Судя по тепловым картам, которые фиксировали взгляды детей, участвовавших в эксперименте, чем лучше ребенок умел читать, тем больше он обращал внимание на экранный текст — и никак не наоборот. Первоклашки, например, следили только за мультиком.

Субтитры появляются слишком быстро, чтобы дети успевали их рассмотреть. А если они не берут во внимание текст на экране, то трудно представить, как они могут с его помощью учиться. Наши результаты свидетельствуют о том, что навык чтения побуждает детей смотреть на субтитры, а не наоборот.
Анастасия Лопухина
доктор факультета психологии Королевского университета Холлоуэй

По мнению ученых, байка о пользе субтитров просто была слишком привлекательной, потому что перекладывала тяжелую работу по обучению чтению на телевизор. Однако судя по результатам, текст на экране вряд ли может кому-то помочь с грамотой — хотя его определенно можно использовать в качестве дополнительной практики чтения, когда основной навык уже получен.

А вы знали, что младенцы могут читать по губам? Оказывается, еще в возрасте четырех месяцев у них начинается процесс понимания закономерностей речи как на слух, так и визуально.