
Долгое время в обществе витало мнение, что телевизионные субтитры могут помочь детям освоить навык чтения, но это утверждение не имело научных доказательств. Поэтому ученые из Королевского университета Холлоуэй решили развеять миф и провели крупное исследование с участием 180 детей младшего школьного возраста — диапазон с первого по шестой класс.
Интересно, что такая выборка по возрасту сделана не случайно — как оказалось, это имеет прямое влияние на чтение субтитров. Судя по тепловым картам, которые фиксировали взгляды детей, участвовавших в эксперименте, чем лучше ребенок умел читать, тем больше он обращал внимание на экранный текст — и никак не наоборот. Первоклашки, например, следили только за мультиком.
Субтитры появляются слишком быстро, чтобы дети успевали их рассмотреть. А если они не берут во внимание текст на экране, то трудно представить, как они могут с его помощью учиться. Наши результаты свидетельствуют о том, что навык чтения побуждает детей смотреть на субтитры, а не наоборот.
По мнению ученых, байка о пользе субтитров просто была слишком привлекательной, потому что перекладывала тяжелую работу по обучению чтению на телевизор. Однако судя по результатам, текст на экране вряд ли может кому-то помочь с грамотой — хотя его определенно можно использовать в качестве дополнительной практики чтения, когда основной навык уже получен.
А вы знали, что младенцы могут читать по губам? Оказывается, еще в возрасте четырех месяцев у них начинается процесс понимания закономерностей речи как на слух, так и визуально.