
Американская компания COMSPOC (Computational Space Operations Center), специализирующаяся на мониторинге космического пространства, отметила, что китайские аппараты Shijian-21 («Шицзянь-21») и Shijian-25 («Шицзянь-25») в период со 2 по 6 июля 2025 года в данных оптических датчиков визуально слились воедино.
В космосе невозможно ничего спрятать, поскольку космическое пространство находится под непрерывным наблюдением многочисленных государственных и частных компаний, таких как LeoLabs, ЦККП, NORAD. Скрыть факт сближения и «слияния» спутников невозможно. Это будет замечено и независимо подтверждено. Китай уже многократно демонстрировал свои возможности по проведению таких маневров в своей лунной программе: обе их миссии по возврату грунта с Луны включали автоматическую стыковку на лунной орбите.
«Спутники старых поколений сохраняют работоспособность основной полезной нагрузки, но из-за выработки топлива или отказа систем электропитания их вынуждены отключать. Чтобы продлить срок их работы, страны с развитыми технологиями стремятся освоить автоматическую стыковку космических аппаратов с целью дозаправки. Это важно и для борьбы с космическим мусором. К тому же технология может применяться для военных целей, таких как контроль действий недружественных спутников и наблюдение за ними вблизи», — добавил эксперт.
В июне и июле были зафиксированы и другие случаи сближения Shijian-21 и Shijian-25 для операций на близком расстоянии:
11 июня аппарат SJ-25 начал сближение с SJ-21, а 13 июня аппараты оказались менее чем в километре друг от друга, после чего разошлись;
30 июня на высоте 35 786 км швейцарская компания s2a systems зафиксировала новый этап маневров.
При этом отмечается, что 2 июля примерно в 11:00 UTC (14 часов мск) в данных наблюдений s2a systems спутники перестали разделяться. 5 июля значительных изменений также не наблюдалось.
«Космический аппарат, который выполняет стыковку, должен полагаться на собственные «органы чувств»: лазерный дальномер, радар, видео-телекамеры — для точного определения взаимного положения и ориентации себя и цели стыковки. Это требует высокого уровня развития технологий по созданию «железа» и «софта». Иными словами, это сложная задача, но ее решение создаст альтернативу многочисленным короткоживущим спутникам на низкой орбите», — объяснил Сергей Лемещенко специально для Науки Mail.
Напомним, что миссия «Шицзянь-21» направлена на проверку технологий, связанных со снижением количества космического мусора, а «Шицзянь-25» — на испытания технологий дозаправки и продления работы спутников на орбите. SJ-21 запустили в космос в 2021 году. В 2022-м спутник пропал из зоны видимости наблюдений. Считалось, что у аппарата закончилось топливо, однако в этом году он снова проявил активность. Предполагается, что SJ-25 может осуществить дозаправку SJ-21 и тем самым продлить его работу в космическом пространстве на несколько лет.
«Специалисты в СССР отрабатывали беспилотную стыковку пилотируемых космических аппаратов и преуспели в этом. Программа «Истребитель спутников» в каком-то смысле тоже подразумевала точное сближение и «стыковку» с целью. О наличии миссий по дозаправке спутников в современной российской космической программе неизвестно, хотя иметь подобную возможность будет полезно. На геостационарной орбите достаточно много аппаратов, срок службы которых можно было бы продлить», — рассказал эксперт.
Отметим, что подобные технологии отрабатывают и на Западе: европейская компания AVS специально для этого отправила на орбиту два своих спутника.
Ранее Наука Mail писала о созданной в России технологии сборки и обслуживания спутников в космосе.