
Ученые Московского авиационного института участвуют в разработке транспортной системы для исследования Венеры — доставки грузов и научных аппаратов на орбиту планеты. В проекте задействованы сотрудники научно-исследовательского отдела кафедр 601 «Космические системы и ракетостроение» и 806 «Вычислительная математика и программирование». Специалисты хотят снизить массу космического аппарата, сделать его торможение более экономичным.
Способы снижения скорости разрабатывают на основе аэродинамического рикошетирования, то есть нескольких погружений аппарата в атмосферу планеты. Ученые рассчитывают, что за счет трения и гравитации корабль начнет тормозить. Методы позволят снижать скорость без дополнительных энергетических затрат, но у аппарата тогда должна быть высокоэффективная защита, добавляющая вес. Поэтому нужна комплексная термобаллистическая оптимизация, при которой будет оптимальное соотношение между массой и эффективностью торможения.

Защитить аппарат от экстремальных температур на входе в атмосферу могут помочь экраны, которые планируют проектировать с применением композитных материалов. Геометрия оборудования должна меняться в зависимости от условий спуска. Также ученые разрабатывают методы диагностики параметров верхних слоев атмосферы Венеры, ее вязкости, теплопроводности и плотности. Методика будет заключаться в использовании компьютерного моделирования и физических экспериментов для измерения характеристик воздуха, которого будет касаться аппарат.
Проект планируют завершить в 2027 году. Специалисты МАИ считают, что их разработки будут полезны не только в космонавтике, но и в ядерной промышленности, медицине, двигателестроении, робототехнике и энергетике — в тех отраслях, где оборудование используют при экстремальных температурах.
Ранее Наука Mail рассказывала, что спутники случайно показали, как менялась атмосфера Венеры.