
Ученые из России, Финляндии и других стран разработали способ расчета траектории и состава метеороидов по минимуму данных — всего по двум точкам наблюдения: входа в атмосферу и исчезновения. Результат исследования, проведенного при содействии государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030» и ряда международных грантов, опубликован в Journal of Geophysical Research: Planets.
Метод сочетает физическую модель входа в атмосферу (альфа-бета модель, где параметры α и β описывают аэродинамическое торможение и потерю массы) с метаэвристической оптимизацией. Кроме того, он позволяет рассчитывать динамические параметры болидов: коэффициент абляции (характеризует процесс уноса массы вещества при входе), баллистический коэффициент (соотношение массы тела к аэродинамическому сопротивлению), а также глубину проникновения и массу метеороида. Раньше для этого требовались полные траектории и множество наблюдений.

С помощью алгоритма исследователи проанализировали 824 болида, зафиксированных Европейской сетью наблюдений. Выяснилось, что для тел астероидного происхождения точность очень высока, а для хрупких и быстрых объектов (например, изо льда комет) — немного ниже из-за сложности учета интенсивного разрушения в атмосфере.
Отказ от традиционной классификации болидов P (E) дал скачок в эффективности — с 44% до 90%. Это стало поводом пересмотреть универсальность P (E) для динамического моделирования.
Теперь можно достаточно точно прогнозировать, достигнет ли метеороид поверхности Земли, и с какой массой.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что «Ростех» испытал аппаратуру для межпланетных перелетов.