В России разработали инновационное шасси для гусеничной техники

Ученые Пензенского государственного университета разработали уникальное шасси для гусеничной техники с автоматической регулировкой дорожного просвета и съемными гусеницами. Новинка решает ключевые проблемы отрасли и открывает новые возможности для строительства, лесозаготовки и оборонного сектора.
Автор Наука Mail
Гусеничный трактор
Сегодня гусеничная техника незаменима в строительстве, при добыче полезных ископаемых, на лесозаготовках и в оборонной сфере.Источник: Unsplash

В Пензенском государственном университете завершилась разработка инновационной системы шасси для гусеничных машин, способной кардинально изменить подход к эксплуатации спецтехники. Ученые предложили решение, позволяющее автоматически регулировать дорожный просвет и использовать съемные гусеницы, что значительно расширяет функциональность машин в различных условиях.

Гусеничная техника давно зарекомендовала себя как незаменимый инструмент в строительстве, горнодобывающей промышленности, лесозаготовках и военной сфере. Однако ее применение часто ограничивается рядом недостатков, среди которых — высокий риск повреждения асфальтового покрытия, сложности с транспортировкой из-за габаритов и низкая адаптивность к изменяющимся условиям. Разработка пензенских ученых призвана устранить эти проблемы.

Ученый перед компьютером
Ученые ПГУ разработали систему, в которой дорожный просвет гусеничного шасси можно изменять в автоматическом режимеИсточник: minobrnauki.gov.ru

Ключевой особенностью новой системы является возможность изменения клиренса в автоматическом режиме. Это позволяет, например, уменьшить высоту машины до 30 сантиметров для проезда под низкими мостами или, наоборот, увеличить его для преодоления сложного бездорожья. В основе конструкции лежит система из десяти гидроцилиндров двустороннего действия, которые попарно закреплены на верхней и нижней гусеничных лентах. Управление осуществляется непосредственно из кабины оператора — достаточно переключить тумблер, чтобы адаптировать технику к текущей ситуации.

Руководитель проекта, доцент кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ», кандидат технических наук Александра Генералова пояснила, что штоки гидроцилиндров соединены с поворотными рычагами, которые вращаются вокруг шарниров, зафиксированных на раме транспортного средства. К ответной части рычагов крепятся опорные кронштейны пружин подвески через специальные проушины. Такая конструкция обеспечивает не только плавное изменение клиренса, но и высокую надежность даже в экстремальных условиях эксплуатации.

Гусеничный трактор
В основе новой конструкции — система из десяти гидроцилиндров двухстороннего действия, установленных попарно на верхней и нижней гусеничных лентахИсточник: Unsplash

Еще одной важной инновацией стало использование съемных гусениц с V-образным профилем. Шевронный рисунок обеспечивает равномерное распределение нагрузки, что минимизирует повреждение асфальта при движении. При этом гусеницы можно демонтировать и заменить на колесные модули, что делает технику более универсальной. Как отметила Генералова, грунтозацепы в новой системе плоские и распределены по всей длине гусеницы, что улучшает сцепление с поверхностью и снижает износ.

Для проверки работоспособности системы ученые создали полноценную модель, провели расчеты на прочность, а также протестировали сборку, разборку и ремонтопригодность конструкции. Результаты показали, что шасси сохраняет устойчивость и функциональность даже в полевых условиях. Важно, что все компоненты системы производятся из отечественных материалов и могут быть установлены на шасси таких машин, как «КамАЗ».

Ранее гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказал редакции Науки Mail, что в сельском хозяйстве РФ внедрят высокоточное автовождение.