Новая разработка ученых из Томска взвешивает машины на ходу

Российские инженеры разработали инновационную систему, способную взвешивать движущиеся автомобили без их остановки. Технология основана на использовании сейсмических датчиков, которые фиксируют колебания от проезжающего транспорта.
Автор Наука Mail
Грузовой автомобиль едет по дороге
Проект направлен на выявление перегруженных транспортных средствИсточник: Unsplash

В последние годы проблема перегруза фур остается одной из ключевых для дорог. Избыточный вес транспорта приводит к ускоренному разрушению покрытия, повышает аварийность и требует дополнительных затрат на ремонт.

Традиционные методы взвешивания, такие как стационарные весы, требуют остановки транспорта, что создает заторы и снижает эффективность контроля. Ученые Томского политехнического университета предложили принципиально новый подход, позволяющий определять массу автомобилей прямо во время движения.

Разработанная система использует сейсмические датчики, встроенные в искусственные неровности на дорожном полотне. При проезде колес они генерируют импульсы, которые фиксируются и анализируются специальным программным комплексом. Благодаря алгоритмам спектральной обработки сигналов система отделяет полезные данные от посторонних шумов, таких как вибрации от соседних машин или работающей дорожной техники. Это позволяет точно определять вес транспортного средства даже при его движении со скоростью до 70 км/ч.

Грузовой автомобиль на дороге
На одну из полос автомобильного шоссе были нанесены искусственные полосы со встроенными в них сейсмодатчикамиИсточник: Unsplash

Одним из ключевых преимуществ технологии является ее независимость от погодных условий. В отличие от камер или лидаров, эффективность которых снижается в туман, дождь или снег, сейсмические датчики регистрируют колебания грунта, не зависящие от видимости. Кроме того, система не требует излучения сигнала, как радиолокационные комплексы, что исключает влияние осадков и посторонних предметов на точность измерений.

Разработка сочетает физическое моделирование, экспериментальную проверку и строгую математическую обработку данных. Мы используем методы оптимизации, спектральный анализ и решение обратных задач, что позволяет получать высокоточные результаты даже в сложных условиях.
Никита Мартюшев
доцент Инженерной школы информационных технологий и робототехники ТПУ

Важным аспектом системы является ее адаптивность к зимнему периоду. Снег и лед могут снижать амплитуду сигнала, но благодаря специальным алгоритмам обработки данных удается компенсировать эти помехи. Программное обеспечение автоматически корректирует расчеты, учитывая сезонные изменения состояния дорожного покрытия.

Грузовые автомобили на дороге
На основе анализа их спектральных, временных и амплитудных характеристик ученые получили оценки скоростей, массы и числа осейИсточник: Unsplash

Еще одним преимуществом технологии является ее неинвазивность. Для установки и обслуживания датчиков не требуется масштабного вмешательства в дорожную инфраструктуру, что снижает затраты на внедрение. Это делает систему особенно перспективной для использования на крупных магистралях, где традиционные методы контроля перегруза труднореализуемы.

Разработка уже прошла успешные испытания, в ходе которых были проанализированы данные с семи грузовых автомобилей. Результаты подтвердили высокую точность измерений и устойчивость системы к внешним помехам. В исследованиях участвовали специалисты из Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ, Юргинского технологического института и Новосибирского государственного технического университета.

Ранее томские инженеры представили первую в России автоматизированную установку для закалки железнодорожных колес, соответствующую мировым стандартам.