Новая технология позволит в 5 раз быстрее заряжать электромобили на холоде

Переход на электромобили приносит множество плюсов — от снижения вредных выбросов до экономии на топливе. Но есть у этого вида транспорта и свои минусы. Один из таких недостатков, о котором будущие владельцы узнают не сразу, — это замедленная зарядка батареи при низких температурах.
Светлана Левченко
Автор Наука Mail
Зимой зарядка электромобиля нередко превращается в настоящее испытание
Зимой зарядка электромобиля нередко превращается в настоящее испытаниеИсточник: Freepik

Зимой, когда становится холодно, аккумуляторы электромобилей не только заряжаются гораздо дольше, но и теряют до 25% запаса хода из-за того, что часть энергии расходуется на обогрев салона и сидений. Решение одной из главных зимних проблем владельцев электромобилей — медленной зарядки — предложили инженеры из Мичиганского университета. Разработанная учеными инновационная технология позволяет заряжать литий-ионные батареи до пяти раз быстрее даже при температуре −10 °C, без потери емкости или плотности энергии. Осуществить это удалось благодаря тонкой настройке производственного процесса аккумуляторов, в частности, путем внесения изменений в конструкции анода.

Почему батареи медленно заряжаются в холодную погоду? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним принцип их работы: ионы лития движутся между электродами через жидкий электролит. При понижении температуры этот процесс замедляется, из-за чего снижается как скорость зарядки, так и выходная мощность батареи. Но ученые придумали, как ускорить перемещение этих ионов даже в сложных условиях.

Изначально при помощи лазера в графитовом аноде батареи сделали микроскопические каналы. Они ускоряют прохождение ионов лития в нормальных условиях, но, как оказалось, на холоде такой анод покрывается слоем металлического лития, который мешает взаимодействию с электролитом. Тогда исследователи пошли дальше: они нанесли на анод стеклообразное покрытие из соединения бора и карбоната лития. Этот барьер оказался ключом к стабильной и быстрой зарядке даже при минусовой температуре.

Новая технология позволит заряжать электромобиль в 5 раз быстрее даже при минусовой температуре
Новая технология позволит заряжать электромобиль в 5 раз быстрее даже при минусовой температуреИсточник: РИА "Новости"

Результаты оказались впечатляющими: инновация позволила достичь так называемой «зарядки на скорости 6C» при −10 °C. Это означает, что батарея емкостью 50 кВт·ч заряжалась с мощностью до 300 кВт. Для сравнения, большинство современных электромобилей в обычных условиях заряжаются с мощностью от 50 до 150 кВт, а в холод — гораздо медленнее.

Помимо собственно технологического прорыва, которого добились ученые, их исследование может сыграть важную роль в популяризации электромобилей. Согласно опросу Американской автомобильной ассоциации, одна из главных причин отказа от покупки электротранспорта — его поведение в холодную погоду. Новая разработка способна изменить восприятие электромобилей обществом как исключительно «летнего транспорта» и расширить географию их применения на северные регионы.

Следующим шагом для команды станет интеграция технологии в производственные процессы. Если найденное решение удастся адаптировать под массовое производство, будущее электромобилей станет еще более ярким — и, главное, оно не будет зависеть от погодных условий.

Ранее ученые изобрели «инъекцию молодости» для аккумуляторов: она позволяет восстановить почти 100% изначальной емкости и увеличивает ресурс АКБ в 8 раз.