
Ученые из Лондонского университета королевы Марии под руководством эколога Джеймса Брэдли зафиксировали в Арктике не просто аномальное потепление, а климатический сдвиг. Их наблюдения, проведенные на Шпицбергене в феврале 2025 года, опубликованные в журнале Nature Communications, свидетельствуют, что традиционная морозная зима в высоких широтах уходит в прошлое.
В поселке Ню-Олесунн, всего в 1200 км от Северного полюса, средняя температура воздуха в феврале составила −3,3°C — это на 12 градусов выше климатической нормы для этого времени года. В течение 14 из 28 дней температура поднималась выше нуля. Вместо сугробов — дожди, талая вода и зеленая трава, пробивающаяся сквозь остатки снега.

Шпицберген сегодня — одно из самых быстро нагревающихся мест на планете, температуры здесь растут в 6−7 раз быстрее среднемировых. Особенно стремительно теплеет зима — почти в два раза быстрее остальных сезонов. За последние 40 лет в регионе резко увеличилось количество зимних дождей и, по прогнозам, к концу века дождь станет доминирующим видом осадков в Арктике.
Эти изменения уже делают традиционные зимние исследования проблемными. Почва, которая должна быть промерзшей, в феврале оттаяла настолько, что образцы можно было зачерпнуть ложкой. Ручьи, обычно спящие до весны, стали активными. Тундра, которая зимой погружается в покой, ожила: пробудилась растительность, активизировались микробы, стартовала переработка органики.

Эта микробная активность в зимний период ускоряет выбросы углекислого газа и метана и запускает климатическую петлю: чем теплее, тем больше микробов, тем выше выбросы, и снова теплее.
Меняется и ландшафт, когда вместо ровного снежного покрова — наледи, промерзшие лужи и нестабильная поверхность. Страдает инфраструктура. Уже сейчас фундаменты зданий в Ню-Олесунне приходится укреплять заново — вечная мерзлота теряет стабильность. Растет лавинная опасность, дорожная техника вязнет в оттепелях, наука сталкивается с новыми логистическими барьерами.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что погоду в европейской части России все чаще станут определять блокирующие циклоны, которые формируют длительные периоды жары или холода в зависимости от климатической ситуации.