МГУ: ракетное и авиатопливо не накапливается в почвах

Ученые МГУ исследовали землю в районах падения ступеней ракет-носителей с Байконура и на аэродромах Центральной России. Выяснилось, что экосистемы восстанавливаются даже после аварийных утечек топлива.
Автор Наука Mail
космодром Байконур ракета
Уровень загрязнения почв в районах запуска ракет и на аэродромах оказался в десятки раз ниже опасногоИсточник: Байконур

Ученые географического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова выяснили, что регулярные запуски ракет и эксплуатация аэродромов не приводят к опасному загрязнению почв авиационным топливом. Результаты исследования, опубликованного в престижном журнале Science of the Total Environment, основаны на анализе более чем 2,4 тысяч проб, собранных в 2015-2023 годах в районах падения ступеней ракет-носителей с Байконура и на аэродромах Центральной России.

За 8 лет исследователи изучили 2250 проб в местах штатного падения первых ступеней ракет «Союз» в Центральном и Северном Казахстане. Средняя концентрация нефтепродуктов составила всего 0,023 г/кг, максимальные значения (до 130 г/кг) фиксировались крайне редко и только в первые сутки после падений. По нормативам Минприроды, уровень 1−2 г/кг считается низким. Площадь загрязненных участков оказалась минимальной — всего 94 кв.м на 58 пусков, а крупнейшее зафиксированное пятно — 7,1 кв.м.

почва на космодроме
При попадании керосина в почву, через 1−2 года структура растительности и почвенных микробных сообществ возвращается к нормеИсточник: МГУ

Аварийное падение ракеты «Союз МС-10» в 2018 году привело к более заметному, но все же локальному загрязнению: его площадь составила 400 кв.м, а максимальная концентрация керосина — 1,6 г/кг, что остается ниже уровня токсичности для большинства растений. Ученые объясняют это тем, что при авариях значительная часть топлива испаряется еще в атмосфере.

На семи аэродромах Центральной России, включая Шаталово, Чкаловский и Остафьево, результаты оказались аналогичными — при штатной эксплуатации керосин в почвах практически не накапливается. Даже в случае аварий, как на аэродроме Остафьево в 2020 году (3000 кв.м пролива), уже через 16 месяцев содержание топлива снизилось до 0,9 г/кг.

Хотя некоторые растения чувствительны к концентрациям уже в 1 г/кг, а при 5−10 г/кг страдает большинство видов, экосистемы достаточно быстро восстанавливаются. Через 1−2 года структура растительности и почвенных микробных сообществ возвращается к норме.

Таким образом, современные технологии и соблюдение экологических стандартов позволяют запускать ракеты и эксплуатировать аэродромы без долговременного ущерба для почв и окружающей среды.

Ранее Наука Mail рассказывала о том, что городская жизнь меняет строение тела у диких грызунов.