
Ученые МГУ в составе международной группы провели масштабное кросс-культурное исследование, посвященное родительским установкам и их влиянию на раннее речевое развитие детей. В опросе приняли участие 3333 родителя из России, Великобритании и Норвегии, из них 1617 — россияне. Все они заполнили подробные анкеты, где описывали словарный запас своего ребенка в возрасте от одного до трех лет, а также делились взглядами на воспитание.
Результаты, опубликованные в журнале Collabra: Psychology, выявили культурные различия. В частности, оказалось, что многие российские родители считают чрезмерную эмоциональную отзывчивость и частое одобрение вредными. Хвалить ребенка «без веской причины» в России до сих пор воспринимается как риск — якобы это может избаловать малыша или сделать его слабым.
«При запуске и развитии речи в раннем возрасте ребенок нуждается в одобрении и отклике даже на незначительные достижения, будь то удачное звукоподражание или впервые произнесенный слог»
Однако данные исследования говорят об обратном. Дети, которых чаще хвалят, поддерживают и утешают, демонстрируют более богатый словарный запас. Эмоциональное тепло и отзывчивость со стороны взрослого буквально запускают и ускоряют развитие речи.
Речь формируется в живом общении с близким человеком. Когда взрослый замечает даже незначительные успехи малыша и реагирует на них — это мощный стимул для следующего шага. И наоборот, дефицит отклика со стороны родителей замедляет речевое развитие.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что назван метод воспитания, который не помогает детям лучше учиться.