
Союз нефтяных компаний Норвегии при поддержке правительства реализует проект SLB Capturi, цель которого — создание «свалки» для загрязняющих атмосферу отходов из Европы на дне Северного моря. В его рамках построен первый в мире порт для углеродных перевозок под названием «Северные огни» (Northern Lights), который уже приступил к работе. Первые 7,5 тысячи метрических тонн сжиженного CO2 доставлены по назначению, сообщает The Washington Post.
Проект предполагает улавливание углекислого газа из промышленных дымовых труб и его погрузку на суда, которые доставят его в порт для дальнейшей утилизации под морскими глубинами.
Такой способ хранения диоксида углерода не нов. Норвежская нефтегазовая компания занимается этим уже почти 30 лет: она отделяет углерод от газа, добываемого в Северном море, и отправляет его по трубопроводу в пласт песчаника.
Но не каждое предприятие расположено над горными породами, пригодными для хранения углерода. Поэтому транспортировка сжиженного углекислого газа делает подземное хранение гораздо более доступным решением.
Первая в мире транспортировка углекислого газа произошла с норвежского цементного завода Heidelberg Materials, который оснащен установкой по улавливанию CO2 Brevik CCS. Если все пойдет по плану, то Осло сможет ежегодно закачивать под землю 5 миллионов тонн углекислого газа.
Транспортировка
Путь от цементного завода до терминала «Северное сияние» занял около пяти дней, из них около суток ушло на погрузку партии на крупнейший в мире танкер для перевозки углекислого газа Northern Pioneer, построенный в Китае специально для этого проекта.
Судно длиной 130 метров может вместить 7,5 тысячи метрических тонн CO2 в цистернах под палубой. В них газ находится в жидком состоянии благодаря охлаждению до −9,4°C и сжатию под тем же давлением, которое испытывает внешняя оболочка подводной лодки на глубине 150 метров.

При этом танкер спроектирован таким образом, чтобы выбрасывать в атмосферу примерно на треть меньше углекислого газа, чем обычное судно. Он работает на природном газе, который выделяет меньше CO2, чем судовое дизельное топливо. Судно использует парус-ротор для улавливания энергии ветра и постоянно выпускает поток воздушных пузырьков, чтобы уменьшить трение при движении корпуса в воде. Это позволяет расходовать меньше топлива.
У «северного первопроходца» есть идентичный брат-близнец, и еще шесть таких судов находятся в разработке. Они должны будут осуществлять транспортировку углекислого газа с любого завода, расположенного на побережье Северного моря.
Хранение
На причале в Эйгардене жидкий углекислый газ с корабля поступает в дюжину временных резервуаров для хранения, а затем в трубопровод, который проходит через Северное море и погружается в скальные породы под ним.
На глубине около 2,5 км под морским дном CO2 будет просачиваться в слой губчатого, пористого песчаника, над которым находится пласт плотного сланца. Инженеры ожидают, что жидкий углекислый газ поднимется, но останется в ловушке из сланца. На протяжении веков он должен вступать в химическую реакцию с породой и в конечном итоге превратиться в минералы.

Чем все закончится
Как отмечают критики проекта, основные факторы неопределенности при подземном хранении углерода связаны как с технологиями, так и с финансами. Чтобы вложенные средства окупились, промышленный углерод должен оставаться запертым в недрах Земли в течение тысяч лет. Если же он вырвется наружу, то продолжит нагревать планету, а усилия по его подземному хранению окажутся дорогостоящим провалом.
Еще более сложной задачей, по мнению экспертов, может оказаться убеждение компаний в необходимости платить за хранение углерода, особенно когда правительства многих стран мира не спешат ставить цели по сокращению выбросов углерода и урезают субсидии для «зеленых» отраслей. Как бы то ни было, Норвегия настроена решительно.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что борьба с выбросами в Азии усилила парниковый эффект.