
Одаренные дети обладают рядом уникальных особенностей: они быстрее справляются с задачами, требующими переключения внимания, демонстрируют высокую мотивацию и развитую вербальную рабочую память, которая играет ключевую роль в понимании речи, чтении и логическом мышлении. При этом они менее склонны беспокоиться из-за ошибок, хотя и проявляют черты перфекционизма. Новое исследование, проведенное специалистами Сеченовского университета совместно с учеными из Финляндии, Канады и НИУ ВШЭ, раскрывает, как лучше оценивать способности таких детей и помогать им раскрывать свой потенциал.
Традиционно одаренность связывали с высоким коэффициентом интеллекта, однако современные исследования показывают, что это понятие гораздо шире. Важны не только когнитивные способности, но и личностные качества, мотивация, самооценка и даже особенности работы мозга. Чтобы выявить ключевые характеристики одаренных детей, авторы исследования проанализировали 104 научные работы из 25 стран, охватившие более 77 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Кроме того, такие дети быстрее переключаются между задачами и чаще находят баланс между скоростью и точностью, что позволяет им эффективнее решать сложные задания. Интересно, что одаренные подростки менее чувствительны к неудачам в стратегических играх и склонны придерживаться выбранной тактики. Они демонстрируют высокий уровень перфекционизма, но при этом меньше переживают из-за ошибок, что помогает им сохранять продуктивность.

Особое внимание в исследовании уделено самооценке одаренных детей. Оказалось, что их вера в собственные способности, особенно в академической и математической сферах, значительно выше, чем у сверстников. Они уверены в своем интеллекте и умении контролировать эмоции и действия. Однако в социальных аспектах — например, в способности выстраивать отношения — одаренные дети не отличаются от других.
Также ученые выяснили, что такие подростки более открыты новому опыту, что способствует их постоянному развитию. При этом уровень экстраверсии, доброжелательности и добросовестности у них примерно такой же, как и у остальных.
Мотивация у одаренных детей может быть как внутренней (интерес к знаниям, стремление к саморазвитию), так и внешней (поощрение, оценки). Причем высокая мотивация может быть как причиной, так и следствием выдающихся способностей.

Исследователи также изучили активность мозга детей с помощью электроэнцефалографии и функциональной МРТ. Оказалось, что при решении простых задач гамма-ритм, связанный с мышлением и анализом информации, у одаренных подростков ниже, чем у их сверстников. Однако при выполнении сложных заданий их мозг демонстрирует резкий рост активности. Это говорит о том, что одаренные дети легче справляются с простыми задачами, но при столкновении с трудностями их мозг мобилизует дополнительные ресурсы, что дает им преимущество.
Ученые подчеркивают, что для выявления и поддержки одаренных детей необходим комплексный подход, выходящий за рамки стандартных тестов на IQ. Важно учитывать скорость реакции, рабочую память, мотивацию, а также мнение учителей и самооценку самих детей.
Ранее психологи МГУ объяснили, почему важно больше хвалить детей.