
Новое исследование, опубликованное в журнале Current Biology, выявило, что перенесенные травмы могут повышать чувствительность организма к страху и боли. Эти позволяет понять, как ранее полученные увечья или психические потрясения могут привести к развитию хронической боли, когда нервная система остается гиперчувствительной в течение длительного времени после заживления телесных и душевных ран.
Ученые из университета Торонто в Миссиссоге (Канада) провели эксперимент, в котором задействовали две группы лабораторных мышей. В первой оказались животные, которые никогда раньше не встречались с болью. Во второй — особи, перенесшие травму.

Воздействие триметилтиазолина (ТМТ) — «запаха хищника» — у мышей из первой группы вызвало преходящий страх и кратковременную гиперчувствительность к механическому воздействию. А вот у животных, которые ранее прошли через болевую стимуляцию, наблюдалась повышенная реакция замирания и длительная механическая гиперчувствительность, которая сохранялась более полугода.
Эти устойчивые реакции зависели от уровня кортикостерона (гормона стресса) во время теста. Фармакологическая блокада его синтеза предотвращала замирание и устраняла механическую гиперчувствительность у мышей, получивших болевую стимуляцию. При этом подавление рецепторов TRPA1, которые являются своеобразными датчиками боли в организме, снизило уровень кортикостерона и продолжительность замирания у животных, но не блокировало длительную механическую гиперчувствительность. Это говорит о том, что страх и боль могут регулироваться разными, но параллельными биологическими механизмами.
Наш мозг запрограммирован на защиту, особенно в опасных ситуациях. Однако иногда эта защитная реакция остается активной, что делает нас гиперчувствительными к стрессу и боли, даже когда угроза миновала. Наше исследование помогает понять, как прошлые травмы влияют на реакции мозга на будущие стрессоры и может привести к более эффективным методам лечения хронической боли и тревожных расстройств.
Ранее Наука Mail рассказывала, что ученые объяснили привычку заедать стресс вредной едой инстинктом выживания.