
Исследование провела команда под руководством психолога Карла-Хайнца Бемля из университета Регенсбурга в Германии. Результаты опубликованы в журнале PNAS.
В ходе эксперимента больше 1,2 тыс. человек сначала учили списки слов или читали текст. Через 4 часа, сутки или неделю их просили вспомнить контекст, в котором они запоминали материал: эмоции, мысли, ощущения. Такой «мысленный возврат» активировал часть стертых воспоминаний и восстанавливал их почти без искажения.
Результаты показали, что эффект работает, если воспоминание освежить через 4 или 24 часа. Тогда удается восстановить от 60 до 84% информации. Но спустя неделю этот метод почти не работает: только 31% воспоминаний возвращаются, а часть теряется навсегда. Это подтверждает гипотезу: чем меньше прошло времени, проще вспомнить события из прошлого.

Исследователи обнаружили, что после «восстановления контекста» память снова стирается по той же траектории, как и после первой итерации. Но если регулярно повторять такие тренировки, можно удерживать память на высоком уровне. Ученые считают, что это можно использовать и в обучении, и в работе со свидетелями, и даже в терапии.
Ранее Наука Mail рассказывала о гипотезах, почему мы не помним первые детские годы.