Самолеты все чаще попадают в сильную турбулентность: объяснение ученых

Сильная тряска в небе становится не редкостью, а нормой. Ученые фиксируют рост числа случаев турбулентности по всему миру и связывают это с изменениями климата. Что происходит с атмосферой и как это повлияет на будущее авиации?
Автор Наука Mail
Схема трансатлантического авиамаршрута между Европой и Северной Америкой
За 40 лет число зон сильной турбулентности над Северной Атлантикой выросло на 55%Источник: Flightradar24

Турбулентность — неотъемлемая часть полетов, но за последние годы она стала заметно интенсивнее. По данным Международной организации гражданской авиации, почти 40% серьезных травм среди пассажиров в 2023 году были связаны с турбулентностью, сообщает BBC.

Особенно подвержен зонам турбулентности трансатлантический маршрут. С 1980-х годов спутники зафиксировали увеличение интенсивной турбулентности над северной частью Атлантики на 55%. Согласно недавнему исследованию, это же явление начинает проявляться и в других регионах: над Северной Америкой, Восточной Азией, Ближним Востоком и Северной Африкой. Выводы специалистов университета Рединга опубликованы в EGUsphere. 

Причины турбулентности различны. Но наибольшую проблему представляет так называемая турбулентность чистого неба. Ее нельзя увидеть визуально или засечь на радаре — она возникает из-за разницы температур и скоростей ветра на большой высоте. Именно этот тип, по мнению метеорологов, становится все более распространенным из-за глобального потепления.

Нагрев воздуха к югу от струйных течений происходит быстрее, чем к северу. Это усиливает контрасты температур, а значит, и скорость ветра. Такие изменения влияют на стабильность воздуха и создают условия для неожиданной и сильной турбулентности.

Салон после турбулентности: разбросанные предметы, пролившийся кофе
Даже короткий эпизод турбулентности может привести к травмам и беспорядку на бортуИсточник: Reuters

Хотя конструкция самолетов выдерживает сильные воздушные потоки, пассажиры и экипаж остаются уязвимыми, особенно при непристегнутых ремнях. Кроме риска травм, турбулентность приносит финансовые убытки: авиакомпании тратят большие средства на ремонт техники, компенсации и дополнительное топливо при изменении маршрутов.

Современные технологии помогают лучше прогнозировать зоны турбулентности. Точность прогнозов уже достигла 75%. Параллельно развиваются и инженерные решения. Тестируют сенсоры и подвижные элементы крыла, способные адаптироваться к воздушным потокам в реальном времени. А ученые ищут вдохновение у птиц.

Ранее Наука Mail рассказывала о создании реактивного топлива из отходов.