
В графстве Мит на востоке Ирландии находится объект всемирного наследия ЮНЕСКО Бру-на-Бойн. Мегалитические захоронения, датируемые концом IV тысячелетия до н.э., археологи называют «проходными» или «коридорными» гробницами (passage tombs), потому что в них, как правило, есть узкий проход, ведущий во внутреннее помещение, закрытое сверху большим круглым курганом. На протяжении веков кладоискатели и археологи считали их местами захоронения «элиты» местных неолитических общин.
Генетический анализ человеческих останков в нескольких гробницах поначалу подтверждал это. Но последние исследования заставили пересмотреть эту идею.
Объединив неожиданные новые результаты анализа древней ДНК с археологическими моделями, а также археологические и биомолекулярные данные, ученые смогли составить богатую и сложную картину повседневной жизни, взаимодействий и социальной структуры в неолитической Ирландии. В совокупности эти доказательства разрушают миф о центральной роли вождей, жрецов и других подобных персон в жизни социума, отразившейся в привилегиях при погребении.

Исследование выявило достаточно сложную структуру небольших мобильных групп населения, которые кочевали со своими домашними животными и собирались вместе сезонно. Эти группы встречались с сородичами у общих ритуальных объектов, чтобы проводить погребальные обряды для своих умерших. Одновременно во время похоронных церемоний возобновлялись старые отношения и создавались новые. Таким образом они выстраивали свои родственные связи на протяжении многих поколений.
Судя по всему, захоронения в самых больших гробницах коридорного типа предназначались не только для почитаемых вождей. Они были частью длинной последовательности обрядов и ритуалов, которые включали кремацию, выставление напоказ или перемещение частей тел, а также захоронение частичных наборов останков, некоторые из которых впоследствии изымались из мест захоронения.
Генетический анализ выявил свидетельства тесных биологических связей, которые можно было бы ожидать от мест последнего упокоения представителей династий: от бабушек и дедушек до внуков, братьев и сестер, дядей и тетей, племянниц, племянников и двоюродных братьев и сестер. Однако такие тесные семейные связи встречаются лишь в нескольких случаях, причем не в «коридорных» гробницах, а исключительно в небольших и более ранних захоронений ямного или курганного типа.
В коридорных гробницах большинство биологических родственников, как правило, были дальними (пятой степени родства и выше, например, троюродные братья или пра-пра-пра-прабабушка и дедушка). Это говорит о том, что совместное погребение не было категорически обусловлено биологическим родством.

Впрочем, большинство людей, генетическая последовательность которых была определена по этим памятникам, оказались более тесно связаны биологически друг с другом, нежели с остальным населением Ирландии. Это означает, что они сформировали генетический кластер, своего рода обособленное сообщество, некий «орден меченосцев», в который неохотно допускали посторонних.
Исследователи полагают, что это не свидетельствует о существовании элитного класса в неолитической Ирландии, а является результатом чего-то другого. Важно отметить, что все эти люди жили после 3600 года до н.э. К этому времени образ жизни людей изменился — благодаря появлению повозок они стали более мобильными. Дома были временными и небольшими по размеру, сельское хозяйство, по-видимому, было сосредоточено в большей степени на животноводстве. Леса в то время активно разрастались, а земледельческие участки сокращались.
Именно в этот период появились проходные гробницы в стиле Бру-на-Бойн. По сравнению с более ранними захоронениями, гробницы были сложнее с архитектурной точки зрения. Они располагались на возвышенностях, в более заметных местах, но вдали от поселений и пастбищ. Расцвет их строительства пришелся на период с 3300 по 3000 год до нашей эры. Коридорные гробницы перестраивались и заполнялись обитателями на протяжении нескольких поколений кочевых общин.

Химические сигналы, зафиксированные в человеческих костях и зубной эмали, указывают на то, что люди, похороненные в этих больших гробницах, были изначально родом из разных частей Ирландии, как и артефакты, помещенные в них, и материалы, из которых они были построены. Вероятно, люди привозили с собой строительные материалы во время кочевых перемещений. Они стремились участвовать в обрядах, которые включали в себя как погребение, так и сам процесс возведения гробниц. Коллективный труд способствовал формированию чувства общей идентичности и родства, объединяя участников.
Анализ генов показывает, что люди в сообществах, использовавших коридорные гробницы, чаще предпочитали вступать в браки и заводить детей друг с другом, а не с людьми, использовавшими другие типы погребальных обрядов. Это были крупные, но рассредоточенные сообщества с обширными сетями взаимодействия.
Ученые предполагают, что неолитическим ирландцам было проще и комфортнее встречаться и общаться с людьми, которые разделяли те же убеждения, культурные традиции и сезонные циклы. Нет явных свидетельств того, что браки или краткосрочные репродуктивные связи внутри определенной группы были принудительными. Для более полного понимания социальных изменений, происходивших в Ирландии во времена Бру-на-Бойн, необходимо провести дополнительные исследования, в том числе с использованием более древних образцов ДНК.
Недавно на юго-западе Турции на кладбище бронзового века Башюр-Хеюк нашли многочисленные останки людей со следами ритуальных убийств.