
Изначально все звуки, которые окружают кроху, сливаются в общий шум, но уже к первому году жизни младенцы учатся настраивают слух именно на звуки родного языка, отбрасывая ненужное. Этот процесс называется перцептивная настройка и он необходим, чтобы у мозга была возможность сосредотачиваться на значимых звуках. Интересно, что даже в возрасте младше шести месяцев младенцы способны различать звуки языков, которых они никогда не слышали — например, специфические фонетические контрасты в хинди или тональные различия в китайском. Однако к возрасту от шести до двенадцати месяцев они постепенно теряют эту способность, концентрируясь только на более важных для себя звуках, которые слышат регулярно.
Ранее считалось, что именно этот этап является отправной точкой для освоения более сложных аспектов языка, например, различения близких звуков «б» и «д». Однако исследование показало, что уже в четыре месяца, еще до того, как начинается процесс перцептивной настройки, младенцы начинают понимать, каким образом формируются звуки.
Чтобы проверить это, ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 34 младенца в возрасте от четырех до шести месяцев. Для исследования ученые специально создали две искусственных мини-языка: один содержал звуки, образуемые губами (например, «б» и «в»), а другой — звуки, которые создавались кончиком языка (например, «д» и «з»). Каждое вымышленное слово, например «биваво» или «дизало», ассоциировалось с определенным изображением: медузой для губных звуков и крабом для звуков, формируемых языком. Одновременно с показом картинки младенцам проигрывалась запись соответствующего слова.

На следующем этапе младенцы смотрели беззвучные видеозаписи, на которых человек произносил новые слова из тех же мини-языков. В некоторых случаях движения губ соответствовали ранее изученным словам, а в других — нет. Ученые отслеживали, как долго младенцы смотрели на видеоролики, используя метод, основанный на естественной реакции младенцев: они дольше фиксируют взгляд на том, что их удивляет, и меньше интересуются уже знакомым. Оказалось, что младенцы дольше смотрели на видеозаписи, в которых артикуляция совпадала с ранее услышанными звуками. Это значит, что они не просто пассивно слушали в начале эксперимента, а активно анализировали закономерности и связывали звук с движениями рта.
Это открытие доказывает, что уже в четыре месяца младенцы способны устанавливать связи между тем, как звучит слово, и тем, как оно формируется артикуляционно. Эти способности формируют основу для дальнейшего освоения языка, закладывая фундамент для первых осознанных слов. Результаты исследования в корне меняют существующие представления о развитии речи у младенцев, демонстрируя, что способность анализировать фонетические закономерности возникает значительно раньше, чем считалось ранее.

Новый взгляд на этот вопрос позволит вовремя выявлять малышей с задержками в речевом развитии. Если удастся выявлять потенциальные проблемы еще на стадии младенчества, можно разрабатывать новые методы поддержки речевого развития, более эффективные, чем существующие. Кроме того, исследование поднимает новые вопросы: могут ли младенцы различать другие аспекты произношения, например, разницу между звонкими и глухими согласными? Как на этот процесс влияет воспитание в двуязычных семьях? Способны ли дети использовать эту способность для освоения нескольких языков одновременно? Ответы на эти вопросы помогут глубже понять, как младенческий мозг создает основу для одной из самых сложных когнитивных способностей человека — языка.
Ранее российские ученые нашли в мозгу набор связей, отвечающих за интерпретацию скрытых смыслов.