
Вывод исследователей опирается на уникальный «естественный эксперимент», который начался в Уэльсе, когда 12 лет назад там начали предлагать вакцинацию от опоясывающего лишая пожилым людям — но только тем, кто родился 2 сентября 1933 года или позже. Эта произвольно выбранная дата позволила разделить пожилое население на две практически идентичные группы, которые отличались друг от друга лишь наличием или отсутствием прививки, что послужило основой для научного анализа.
Следующие семь лет исследователи наблюдали за здоровьем участников этих групп. Результат оказался впечатляющим: среди тех, кто получил вакцину, риск развития деменции оказался на 20% ниже, чем у тех, кто остался без прививки. По словам одного из авторов исследования, Паскаля Гельдсетцера из Стэнфордского университета, это открытие заставляет нас полностью пересмотреть принципы профилактики возрастных когнитивных расстройств. Его поддержала и норвежский иммунолог Анне Спуркланд, назвав данные эксперимента «кристально ясными»: на графике действительно заметен резкий скачок риска деменции у тех, кто не попал под программу вакцинации из-за даты рождения.
Ранее ученые уже замечали наличие связи между вакцинацией против опоясывающего лишая и снижением риска деменции, но у исследований, в которых эта связь отмечалась, были свои ограничения — например, выборки с пациентами из разных социальных групп, в которых на результаты у привитых могли повлиять более высокий уровень жизни или привычка заботиться о своем здоровье. Новая работа выделяется тем, что сравнивает две практически идентичные группы, которые различались лишь в одном факторе: сделанной вакцинации. Такой подход значительно усиливает достоверность результатов и позволяет говорить с уверенностью о причинно-следственной связи риска деменции и прививки.

Интересно, что эффект оказался более выраженным у женщин. Это может быть связано как с большей восприимчивостью женщин к деменции, так и с тем, что женская иммунная система, как известно, сильнее реагирует на вакцинацию. Ученые предполагают, что стимуляция иммуннитета в целом может играть роль в защите от неврологических нарушений, а не только в борьбе с конкретным вирусом.
Исследование проводилось с использованием старой вакцины Zostavax, в состав которой входит живой ослабленный вирус, эффективность которой составляет около 60%. Новая вакцина Shingrix, в которой нет живого вируса, обеспечивает до 98% защиты от опоясывающего лишая и, согласно американским данным, также снижает риск деменции, пусть и на немного меньший процент. По мнению Спуркланд, важнее не тип вакцины, а ее способность предотвращать повторную активацию вируса varicella zoster, который остается в организме после перенесенной в детстве ветрянки и может вызывать воспалительные процессы, потенциально способствующие развитию деменции.
Ранее ученые неожиданно выяснили, что риск деменции выше в браке.