
Используя генетические инструменты, ученые искусственно активировали нейроны голода у мышей, которые уже достаточно поели. Активация этой небольшой, но мощной группы мозговых клеток вызвала у мышей сильное желание искать еду, а также привело к заметному снижению количества специфических иммунных клеток в крови — моноцитов, регуляторов воспаления. Когда ученые активировали нейроны сытости у голодных мышей, уровень моноцитов вернулся к норме, даже если мыши на самом деле не ели.
Эксперименты показали, что сам по себе мозговой сигнал — «я голоден» или «я сыт» — влиял на иммунитет. Чтобы понять, как это работает, исследователи изучили связь мозга с печенью — органом, чувствительным к энергетическому статусу. Оказалось, что печень взаимодействует с костным мозгом, в котором вырабатываются кровь и иммунные клетки, и сигнал от нейронов голода через симпатическую нервную систему влияет на печень, снижая ее чувствительность к питательным веществам. Это воздействие, в свою очередь, уменьшает выработку цитокина CCL2 — белка, регулирующего уровень моноцитов. Таким образом мозг может «убедить» тело в энергетическом дефиците и заранее скорректировать работу иммунной системы.

Дополнительно выяснилось, что активация нейронов голода вызывает выброс гормона кортикостерона (аналог кортизола у людей), который усиливает эффект, хотя и не является его основной причиной.
Ученые считают, что мозг выполняет роль координирующего центра, тонко настраивая реакцию иммунной системы и расход энергии еще до наступления реального дефицита. Это особенно важно в условиях потенциального недостатка пищи или при расстройствах, связанных с нарушением восприятия голода и сытости. Если эти данные подтвердятся на людях, то они могут помочь в разработке методов лечения заболеваний, при которых иммунная система становится чрезмерно активной, таких, как сердечно-сосудистые заболевания, рассеянный склероз и синдром истощения у онкологических больных, а также пищевых расстройств (ожирение или анорексия).
Интересно, что аналогичные идеи высказывались еще в начале XX века, в том числе представителями советской психиатрии. Уже тогда опыты показали, что внушение чувства голода или сытости с помощью гипноза влияет на иммунитет — количество иммунных клеток увеличивалось, когда пациентам говорили, что они сыты, и уменьшалось, когда им говорили, что они голодны. Эти ранние наблюдения намекали на мощную связь между разумом и телом.