Дошкольное образование слабо влияет на успеваемость: доказано учеными

Новое исследование южнокорейских ученых показало, что дошкольное образование практически не влияет на развитие ребенка, его когнитивные способности или будущую успеваемость. Несмотря на распространенное убеждение, что дополнительные занятия помогают детям преуспеть, данные свидетельствуют об обратном.
Екатерина Альбова
Автор Наука Mail
девочка играет в детском саду
Дети, которые получали дошкольное образование, в некоторых случаях демонстрировали более низкую самооценку по сравнению с теми, кто обходился без нихИсточник: Unsplash

Современные родители часто стремятся дать своим детям как можно больше знаний с раннего возраста, записывая их на дополнительные развивающие занятия. Однако новое исследование Корейского института по уходу за детьми и образованию, опубликованное в The Korea Bizwire, ставит под сомнение эффективность такого подхода. 

Ученые пришли к выводу, что частное образование в дошкольный период не оказывает значительного влияния на развитие языковых навыков, способность решать задачи или успехи в школе.

Доктор Ким Ын Ён, старший научный сотрудник института, представила результаты масштабного исследования на семинаре Министерства образования. Работа под названием «Влияние частного образования раннего детства на развитие» охватила данные тысяч детей и не выявила заметной связи между дополнительными занятиями в дошкольном возрасте и улучшением когнитивных функций. Более того, дети, которые посещали академические репетиторские программы, в некоторых случаях демонстрировали более низкую самооценку по сравнению с теми, кто обходился без них.

дети на линейке в шкеле
Ученые рекомендуют вкладывать силы и средства в создание сбалансированной и гармоничной среды для роста ребенкаИсточник: Unsplash

Особый интерес представляет тот факт, что даже краткосрочные курсы не давали ощутимых преимуществ. Например, дошкольники, занимавшиеся с репетиторами по языку, не показывали лучших результатов в освоении новых слов или грамматических конструкций. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других сферах — решение логических задач, креативность и эмоциональный интеллект не зависели от количества дополнительных занятий.

Единственным исключением стали программы, связанные с искусством. Дети, которые посещали художественные или музыкальные кружки, демонстрировали чуть более развитые навыки саморегуляции. Однако даже этот эффект был минимальным и не компенсировал отсутствие прогресса в других областях. При этом исследование показало, что чрезмерная нагрузка в виде репетиторства может сокращать время на свободные игры и отдых, что негативно сказывается на общем развитии ребенка.

Ученые также проанализировали долгосрочные последствия раннего частного образования. Оказалось, что посещение дополнительных занятий в дошкольный период не гарантирует высоких оценок в начальной школе. Более того, у детей, которые с ранних лет были под интенсивным академическим давлением, чаще наблюдались проблемы с мотивацией и удовлетворенностью жизнью.

фигуры для занятий с дошкольниками
Погоня за ранним обучением может принести больше вреда, чем пользыИсточник: Unsplash

Важно отметить, что результаты исследования оставались неизменными даже после учета таких факторов, как уровень IQ, доход семьи и образование родителей. Это означает, что влияние частного репетиторства на успеваемость и развитие ребенка может быть сильно преувеличено.

«Наши данные свидетельствуют о том, что ключевые факторы развития — это не дополнительные занятия, а другие аспекты, такие, как обстановка в семье, качество общения с родителями и естественная познавательная активность», — пояснила доктор Ким.

Эксперты предупреждают, что погоня за ранним обучением может принести больше вреда, чем пользы. Вместо того, чтобы перегружать детей репетиторством, родителям стоит уделять больше внимания их эмоциональному благополучию и создавать условия для самостоятельного познания мира. Свободная игра, общение со сверстниками и поддержка близких оказывают гораздо большее влияние на развитие, чем формальные занятия с преподавателями.