
Первым русским ученым традиционно считается М.В. Ломоносов. Но мало кому известно, что истинным пионером отечественной науки является новгородский монах Кирик. Еще в XII веке он приоткрыл завесу тайн математики, хронологии и астрономии, опередив научное знание на несколько веков вперед.
От инока до ученого мужа
Информация о происхождении Кирика известна из написанного им сочинения под названием «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Данный трактат является древнейшим сохранившимся научным исследованием на территории Руси. В тексте книги упомянуто, что написана она в 6644 году «от сотворения мира» или в 1136 году «от рождения Христова». На момент создания рукописи автор, на тот момент уже в почтенном двадцатишестилетнем возрасте, совмещал должности монаха, дьякона и руководителя церковного хора новгородского Антониева монастыря.
Этапы взросления монаха проходили на фоне политических преобразований Новгородского княжества. Постепенно регион удалялся от власти великого князя и переходил к самостоятельному правлению. По причине молодости Кирик не участвовал напрямую в борьбе за автономию Новгорода, но точно являлся свидетелем того, как возвышался статус боярской «верхушки» и священнослужителей. Местный епископ Нифонт даже провел череду церковных реформ, целью которых была поддержка республиканских изменений и получение независимости от киевского митрополита. Новгородская епархия больше не представляла интересы княжеского престола и становилась зависимой от византийского патриарха.

Тесные связи с Византией ускорили культурное развитие Новгорода. В первой половине XII века в городе строится белокаменный кремль и множество соборов. На глазах подрастающего Кирика город приобретал новый облик. Вместо деревянных построек один за другим возникали величественные храмы. Помимо архитектурных новшеств из византийской культуры заимствовались идеи религиозного просвещения. В 1106 году в княжество прибыли монахи-переселенцы во главе с Антонием Римлянином. Заморские гости основали необычный для региона храм, где обучали новгородских отроков по европейскому образцу. Среди обучающихся мог оказаться и первый русских ученый.
Период, когда Кирик переходил от ученичества к созидательной деятельности, был наполнен глубокими политико-религиозными переменами. В его трудах отразился уникальный взгляд на эпоху и научные представления того времени.
Учение о числах
Что побудило новгородского монаха начать изучение математических начал? Историки выдвигают несколько версий:
- Православные праздники не были привязаны к конкретным датам и требовали сложных вычислений нужного дня в календаре. Однако на Руси отсутствовали специалисты по пасхалиям — системе вычисления дня Пасхи и зависящих от нее праздников. Создание «Учения о числах» могло выступать попыткой разработать собственную методику вычисления необходимых дат.
- Ключевой деятельностью новгородского общества оставалась торговля. Значительная часть трудоспособного населения в той или иной степени занималась операциями с деньгами, для которых необходимы арифметические навыки. Причина создания трактата — работа с массивными числами для упрощения подсчета денежных средств.
- «Учение о числах», в отличие от других образцов древнерусской литературы, имеет не богословский, а прагматичный характер. По мнению Д.С. Лихачева, слияние византийской и славянской культуры создавало в обществе прослойку интеллигенции с особым мышлением. Кирик считал себя исследователем, шедшим собственным путем. Некоторые критики считают, что труд был создан для демонстрации собственной учености.
Свой научный труд Кирик Новгородец адресовал «промузгам (мудрецам), числолюбцам и риторам». В тексте своего исследования монах ставит себя выше ученых мужей. Он демонстрирует вычислительные умения и орудует непостижимыми для того времени числами. Причем способы подсчета он не раскрывает читателю. Предполагается, что раскрыть тайны учения мог только квалифицированный человек, например, тот, кто работал с календарными или математическими вычислениями.

Текст «Учения» разбит на несколько частей. Темы разделов оказываются разносторонними: в одном автор ведет подсчет дням от сотворения мира, в другом рассматривает дроби и дробные числа, в третьем анализирует солнечный и лунный календари. При вычислениях русский ученый не копировал греческие образцы, а применял свою методику. Кирику Новгородскому удалось с высокой точностью рассчитать необходимые православной церкви даты и циклы. Например, ему был известен «Великий круг» — период в 532 года, после которого даты Пасхи повторяются. Также ученый разработал метод перевода лет в дни с учетом високосных годов. Подобные практики становились основной для более точного летосчисления.
Главное научное достижение Кирика — использование дробей в условиях, когда не только на Руси, но и в Европе еще не существовало десятичной записи. В разделе «О дробном делении» ученый умножает «косой час» на пять, получая «второй дробный час», затем повторяет вычислительную процедуру еще несколько раз, доходя до 937500 «седьмых дробных часов». Таким образом ученый доходит до мельчайшего периода, который человек воспринимает как мгновение между прошлым и будущим. Подробный анализ временных промежутков будет производить Исаак Ньютон только пять веков спустя!
Разносторонность решаемых вопросов и уникальность выводов уравнивает первого русского ученого с европейскими философами Средневековья и Нового времени. Однако его труды не станут основой древнерусской науки. На века трактаты ученого затеряются в закромах монастырских библиотек. Только в советское время «Учение о числах» будет достойно оценено не только отечественными, но и зарубежными исследователями. Сейчас труды Кирика Новгородского рассматриваются как гениальные и возвышающиеся над общим культурным уровнем Восточной Европы XII века.