
Переход к новой модели высшего образования и пути достижения технологического лидерства инженерных вузов обсудили на Петербургском международном экономическом форуме. На пленарной сессии представители сферы образования, бизнеса и финансовых структур говорили о роли партнерства в условиях трансформации и интеграции научных исследований и образовательных инициатив с реальным сектором экономики.
По словам заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дмитрия Афанасьева, сегодня более 700 вузов России реализуют технические программы, а 38 ведущих инженерных вузов перезагружают стратегии развития. Они фокусируются на государственных приоритетах, выстраивают уникальную архитектуру взаимодействия с бизнесом, а также работают над созданием будущих отраслей и их кадров. В фокусе внимания по-прежнему программа «Приоритет 2030», согласно которой к 2030 году планируется сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов. На сегодня в ней участвуют 144 вуза.
Это по сути единственный тип финансирования для университетов, который может быть направлен на развитие новых направлений, инфраструктуры и программ. Других таких программ нет. При этом программа «Приоритет» по целям и задачам меняется вместе со страной.

Также большое внимание сегодня уделяется федеральному проекту «Передовые инженерные школы», направленному на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. В нем участвуют 50 университетов, 50 передовых школ и 250 индустриальных партнеров.
Сегодня мы столкнулись с проблемой кадрового голода, которая будет с нами ближайшие несколько лет, может даже десятков лет. Это подталкивает нас к разным формам сотрудничества и подготовки людей для производства. Мы выращиваем наших будущих специалистов буквально со школьной скамьи.
Передовые инженерные школы — своеобразный хаб между наукой, образованием и промышленностью. Университеты здесь выполняют точки сборки. Совершенно изменилась психология промышленников. Сегодня идет борьба за лучшие кадры: биржа труда «Газпром», «Силовые машины», «Алмаз Антей»… «Росатом» делает студенческие ячейки прямо в вузах, и они становятся проводниками идей профессиональной подготовки.

Доучивать студентов на предприятиях неэффективно. Нужно приходить со своими кейсами в университет и имплантировать их в лаборатории, создавая безопасную среду, в которой студент может делать ошибки. Когда студента забирают на рабочее место и вырывают из академической среды и системного знания, на выходе получается специалист, заточенный под узкую задачу. Так, например, можно сделать из математика программиста, но сделать наоборот не выйдет.

На пути к технологическому лидерству
Сегодня создается новая модель высшего образования с ранним погружением в реальные проекты и задачи партнеров. Учитываются внешние вызовы: технологический, демографический, ценностный. Помимо практикоориентированности и наукоемкости акцент в программах делается также на индивидуальной образовательной стратегии студента.
Мы все хотим иметь университеты концепции 3.0, а не 2.0. Технологическое лидерство — это создание новых индустрий в лучшем; в худшем случае — создание чемпионов в каких-то индустриях. Как правило, это индустрии, которые сегодня плохо представлены в стране. Поэтому университеты необходимо делать не исполнителями, которые готовят кадры и НИРы, они должны стать частью генерации воронки технологических проектов. Тогда мы имеем шанс через 20 лет вырастить несколько индустрий, в которых мы будем лучшими в мире.

Технологическое лидерство — это придумать что-то, что еще в мире никто не придумал в тех областях, где тысячи людей по всему миру об этом думают. Подготовка людей для достижения технического лидерства требует качественно более сложных подходов, чем то, что сейчас используется в образовании. Технологическое лидерство начинается в социальных науках, в отборе персонала, в идентификации и формировании системы мотивов людей, в идентификации функций мозга, которые необходимы для того, чтобы он в принципе был способен придумать такую идею, которая обеспечит лидерство на мировом уровне. А это принципиально другие свойства мозга и контринтуитивное мышление — думать так, как никто не думает. Это принципиально другие программы подготовки и знания о природе человека. А еще сложнее — эта структура человеческой ментальности не статична, а меняется из поколения в поколение.
Тем временем вузы уже начали фокусироваться на проектах технологического лидерства. Так, например, в прошлом году робот-принтер МИСИС провел первую в мире операцию на живом пациенте с обширной глубокой раной в области плеча и лопатки в Главном военном клиническом госпитале им. академика Н.Н. Бурденко. Аппарат, состоящий из роборуки, системы биопечати и компьютерного зрения, в режиме реального времени печатал биочернилами прямо на человеке, используя его же клетки, в то время как в классической 3D-печати органы и ткани создаются отдельно на недвижимой подложке, помещаются в биореактор для «дозревания», а уже потом пересаживаются пациенту.

В области фотовольтаики и альтернативной энергетики МИСИС работает над созданием в стране новой отрасли перовскитной энергетики с использованием материалов с кристаллической структурой перовскита для производства солнечных батарей и других устройств, преобразующих свет в электричество или наоборот. Перовскиты — перспективные материалы для создания более эффективных и доступных солнечных элементов, светодиодов и лазеров. Новые солнечные панели МИСИС уже проходят испытания в СберСити в Рублево-Архангельском, где измеряется их эффективность в сравнении с кремниевыми.
Также в рамках Дорожной карты по квантовым вычислениям совместно с ГК «Росатом» НИТУ МИСИС работает над созданием сверхпроводникового квантового компьютера. Ранее мы писали, как в МИСИС предложили новую технологию с флаксониевыми кубитами, которой на сегодня в мире владеют только три страны.