Натрий вместо лития: как российские ученые создают аккумуляторы будущего

Российские ученые разрабатывают натрий-ионные аккумуляторы, которые в некоторых сферах могут заменить литиевые — они дешевле и безопаснее. В эксклюзивном интервью лауреат премии «ВЫЗОВ» раскрывает: когда ждать новые батареи в массовом производстве и почему это изменит рынок энергетики.
Евгений Антипов
профессор МГУ и Сколтеха
Об эксперте: Лауреат премии «ВЫЗОВ» в номинации «Прорыв», доктор химических наук, заведующий кафедрой электрохимии Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Сколтеха, член-корреспондент РАН. Его разработка ─ аккумуляторы будущего. Основное преимущество новых аккумуляторов по сравнению с традиционными заключается в их высокой энергоемкости: они способны запасать во много раз больше энергии. Например, для электромобильного транспорта это означает выигрыш в 7-8 раз по сравнению с обычными аккумуляторами.

Дан старт роуд-шоу лауреатов премии «ВЫЗОВ». Первым 14 апреля в Новосибирске выступил российский химик Евгений Антипов, удостоенный награды в номинации «Прорыв» за разработку перспективных материалов для аккумуляторов нового поколения. Читатели Наука Mail имеют возможность узнать об этой разработке из первых уст.

Роуд-шоу национальной премии «ВЫЗОВ» началось с Новосибирска
Роуд-шоу национальной премии «ВЫЗОВ» началось с НовосибирскаИсточник: Фонд развития научно-культурных связей «Вызов»

Как создаются принципиально новые материалы

Ключевым элементом создания принципиально новых материалов является установление взаимосвязи между химическим составом и физико-химическими свойствами. Какие основные требования, когда речь идет о металл-ионных аккумуляторах? Естественно, что химическое соединение должно иметь относительно небольшую массу и вместе с тем высокую энергоемкость. Наши исследования как раз направлены на то, чтобы создавать принципиально новые материалы, сочетающие такие свойства. А еще на поиск новых технологических решений для того, чтобы затем переходить к производству этих материалов.

Что касается сроков, когда наши разработки войдут в массовое производство — это зависит от компаний, которые могут осилить масштабное производство материалов. Я надеюсь, что наша разработка заинтересует инвесторов, которые будут строить заводы под производство наших материалов. Сейчас мы производим их на базе Сколковского института науки и технологий, объем измеряется тоннами. Это, конечно, капля в море.

Да, у нас пока нет большого производства, но есть области применения, где и не требуются огромные объемы, а требуются какие-то специфические материалы. Например, производство роботов или аэрокосмическая отрасль. Мы, например, сотрудничаем с компанией, которая делает аккумуляторы для космоса. Мы поставляем наши материалы и получаем хорошие отзывы об их характеристиках.

Если говорить про другие отрасли, в которых такие материалы могут применяться — их огромное количество. Когда мы разрабатывали технологию получения слоистых катодных материалов, мы, конечно, ориентировались в первую очередь на мобильную портативную электронику для применения в электромобилях, чтобы обеспечивать, например, бОльшую длительность пробега на одной зарядке. Когда речь идет о стационарных накопителях энергии для применения, например, в энергетике, то здесь важно уделять внимание уже не удельной энергоемкости, а сроку эксплуатации таких накопителей — важно, чтобы он был как можно дольше. Другой ключевой фактор — безопасность.

Время натрий-ионных аккумуляторов

У натрий-ионных аккумуляторов есть целый ряд очень важных преимуществ по сравнению с литий-ионными аккумуляторами. Это не только лучшие мощностные характеристики, но и, например, цена. Калий и натрий — это одни из них наиболее распространенных элементов земной коры, поэтому прогнозируется более низкая цена для таких аккумуляторов.

Второй момент — в натрий-ионных аккумуляторах можно использовать в качестве токосъемника алюминиевую фольгу на аноде, а не медную, как в случае литий-ионных аккумуляторов. И это будет обеспечивать возможность хранить такой аккумулятор при полном разряде. То есть когда он разряжен, он не будет подвергаться химической деградации, как происходит в случае с литий-ионным аккумулятором.

Член-корреспондент РАН Евгений Антипов совместно с Артемом Абакумовым разрабатывает материалы для аккумуляторов нового поколения
Член-корреспондент РАН Евгений Антипов совместно с Артемом Абакумовым разрабатывает материалы для аккумуляторов нового поколенияИсточник: Фонд развития научно-культурных связей «Вызов»

Мы ведем разработку совместно с Артемом Абакумовым. Он часто говорит обо мне как о своем учителе. Но должен сказать, что в нашем научном коллективе мы работаем абсолютно на равных.

Я восхищаюсь работоспособностью и креативностью Артема Михайловича, во многих исследованиях он делает очень интересные шаги. Сейчас у нас уже нет ощущения «учитель-ученик», мы просто коллеги, которые работают вместе над решением актуальных проблем. Например, я руководил большим проектом, Артем был ответственным исполнителем в моем проекте. Сейчас Артем руководит другим крупным проектом, и я являюсь ответственным исполнителем.

Безопасность или энергоемкость

Причина взрывов аккумуляторов и трагических последствий, если мы используем оксидные, слоистые материалы, во внешних или внутренних воздействиях — например, может случиться внутреннее короткое замыкание. Температура внутри аккумулятора повышается, и катодный материал разлагается с выделением кислорода внутри этого аккумулятора. Кислород — это очень сильный окислитель, он вступает в химическое взаимодействие с органическими компонентами аккумулятора, и происходит очень сильная экзотермическая реакция с тепловыделением, взрывом, пламенем. Поэтому один из способов повысить безопасность — это выбор катодного материала, который не выделяет кислород при повышенных температурах в заряженном состоянии.

Как это достигается? За счет того, что кислород связывается, например, с фосфором, тогда кислород очень прочно удерживается фосфором и не выделяется при повышенных температурах в заряженном состоянии с катодного материала. И это, естественно, существенно повышает безопасность аккумуляторов. Есть и другие методы — например, добавление специальных органических добавок в электролиты, так называемых пламя-гасителей, которые замедляют цепную реакцию теплового разгона и также обеспечивают бОльшую безопасность.

Бывает, что причина роста температуры — это внутреннее короткое замыкание, когда щелочной металл, будь то литий или натрий, при низких температурах или при очень больших скоростях токов заряда не успевает внедриться в анодный материал, а образует металлические выделения на поверхности электрода, так называемые дендриты, иголочки, которые прорастают, они достигают катода и протекает ток с большим тепловыделением. Один из методов этого избежать — выбирать такой анодный материал, который будет иметь существенно более высокий потенциал по отношению к щелочному металлу. В этом случае удастся предотвращать образование этих дендритов и внутреннего короткого замыкания, а значит, такие аккумуляторы будут более безопасны. Но какова цена этого? Будет существенно меньше энергоемкость.

Что мешает созданию в России новой отрасли промышленности

Заводы по производству аккумуляторов сейчас строятся очень быстрыми темпами. Уже в конце 2025 и в 2026 году будут запускаться гигафабрики. Но пока все материалы для них, а там много разных типов материалов, планируется завозить из-за рубежа. И, естественно, это создает определенные риски. А вдруг нарушатся поставки или изменится тип материала?

Росатом планирует строительство гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторных батарей для электротранспорта
Росатом планирует строительство гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторных батарей для электротранспортаИсточник: РБК

Все это может не лучшим образом влиять на качество производимых аккумуляторов. Поэтому пока мы не будем производить собственные материалы, передовые материалы с высокими энергетическими характеристиками, пока у нас не будет достаточно компетенций в этом внутри страны, у нас не будет создана новая отрасль промышленности — металл-ионные аккумуляторы. Наша разработка, наши материалы — это важный шаг в сторону решения этого вопроса, хотя впереди, конечно, еще очень большой путь. Ведь о массовом производстве наших материалов пока говорить нельзя.

При этом я уверен, что нам необходимо организовывать собственное производство ключевых материалов в России: это катодные материалы, анодные материалы, полимерные связующие, токосъемники, корпуса для аккумуляторов. Нам необходимо создать это производство в нашей стране. Если оно появится, тогда мы можем говорить о том, что мы делаем отечественные материалы, отечественные аккумуляторы на основе российских разработок материалов.

Ну и второй необходимый элемент — это кадры. У нас очень мало научных коллективов, которые заняты этой темой — литий- или натрий-ионных аккумуляторов. А научные коллективы должны обеспечивать научное сопровождение любого производства. На мой взгляд, будет правильно, если появятся специальные программы подготовки кадров для этой отрасли промышленности как в системе высшего образования, так и на уровне среднего образования. Должна быть специальная подготовка магистров, аспирантов по специальности «металл-ионные аккумуляторы».

Если мы сравниваем с Китаем, например. Китай производит научной продукции по этой теме, научных статей, по меньшей мере, в 50 раз больше, чем Россия. Хотя по населению разница менее чем в 10 раз.

Натрий не альтернатива литию, а его дополнение

Очень стремительно сейчас растет производство литий-ионных аккумуляторов в мире. Литий не случайно называют новой нефтью. К 2030 году этот рынок уже будет исчисляться 500−800 миллиардами долларов, исходя из оценок роста производственных мощностей. И естественно, в такой ситуации требуется большое количество лития. Лития на самом деле не так мало, но проблема в себестоимости извлечения лития, производства гидроксида лития, либо карбоната лития. Я бы сказал так, что ресурсы относительно дешевого лития ограничены. Есть достаточно большие запасы алюмосиликатов лития, но у них более дорогостоящий процесс извлечения.

Литий — новая нефть
Литий — новая нефтьИсточник: Forbes

По поводу натрий-ионных аккумуляторов существует такое упрощенное представление: что натрия много, а лития намного меньше, поэтому один может заменить другой. Но все же у этих видов аккумуляторов — натрий-ионных и литий-ионных — несколько разные сферы применения. Где-то они, конечно, пересекаются, например, в бюджетных электромобилях. Но, например, в стационарной энергетике я вижу будущее именно за натрий-ионными аккумуляторами, потому что в них можно ожидать более низкую стоимость запасаемой энергии, более высокие мощностные характеристики, более толерантное отношение к низким температурам. Я бы сказал, что натрий-ионные аккумуляторы — это не альтернатива литий-ионным, а, скорее, удачное дополнение.

Какие аккумуляторы нас ждут в будущем

Во-первых, будет постоянно идти совершенствование соединений, новые соединения будут появляться в материалах. Будут постоянно улучшаться характеристики и литий-ионных аккумуляторов, и натрий-ионные аккумуляторов, будет расти их энергоемкость. Ну, например, если сейчас считается нормальным для литий-ионных аккумуляторов показатель 280 ватт-час на килограмм, то совершенствование такое пошаговое позволит достичь 350 ватт-час на килограмм. Натрий-ионные аккумуляторы, которые сейчас имеют 140−150 ватт-час на килограмм, наверняка выйдут на 200 ватт-час на килограмм. А переход на твердотельный электролит, который будет существенно более безопасен по сравнению с жидким электролитом, который используется в традиционных аккумуляторах, позволит приблизиться к рубежу 400, и, в перспективе, 500 ватт в час на килограмм. Это тот самый ожидаемый прогресс. Я думаю, что на горизонте 10−15 лет он точно будет достигнут. Мы будем иметь твердотельные аккумуляторы, которые имеют очень высокие энергетические параметры. И при этом они будут достаточно безопасны.

Органические батареи — одно из перспективных направлений, где в качестве электродных компонентов, электродных материалов используются так называемые электроактивные полимерные материалы и органические материалы. Они могут и наверняка найдут применение в качестве анодного материала, но не думаю, что они могут заменить катодный материал. Такие материалы, как правило, на массу могут демонстрировать очень привлекательные характеристики, а на единицу объема крайне непривлекательные. То есть аккумуляторы будут легкие, но очень большие. Ну представьте, что ваш смартфон будет в три раза толще, чем сейчас.

Совершенно точно натрий-ионные аккумуляторы займут существенное место на рынке. В Китае уже есть гигафабрики, производящие натрий-ионные аккумуляторы. Они вытеснят свинец-кислотные аккумуляторы, рынок которых сейчас — это десятки миллиардов долларов.

Сегодня в мире проводят много исследований с цинк-водными аккумуляторами, так как они дешевые, и в них используется водный электролит, а это существенно более безопасно. Но удельная энергия, которая достигается в таких аккумуляторах, не превышает 70 ватт в час на килограмм. Но и у них тоже есть уже свои рынки, где они могут быть востребованы. Сейчас появляются стартапы, и даже уже есть производства этих цинк-ионных аккумуляторов на водной основе.

Наука ─ это творчество

Если говорить о том, какие навыки нужны молодым ученым, чтобы работать на переднем крае энергетических технологий, то, во-первых, это желание. Во-вторых, работоспособность. В нашей работе надо проводить много экспериментов, большое количество времени приходится работать руками. Без трудолюбия тут ничего не достигнешь.

Наука — это творчество, в котором надо выходить за рамки уже известного, искать что-то новое
Наука — это творчество, в котором надо выходить за рамки уже известного, искать что-то новоеИсточник: Freepik

Третье — конечно, надо обладать очень хорошими знаниями, причем в разных областях химии. Это и электрохимия, и неорганическая химия, и органическая химия, и полимерная химия, и физхимия. Если молодой ученый интересуется только какой-то узкой областью химии, скорее всего, он будет выполнять техническую работу, а не творческую. А наука — это творчество, в котором надо выходить за рамки уже известного, искать что-то новое. В науке нет такого понятия «я сделал впервые в стране» или «впервые в МГУ», или «впервые в Сколтехе». В науке есть одно понятие — «я сделал впервые в мире».

Шоу, пробуждающее интерес к серьезной науке

Я очень благодарен научному комитету премии «ВЫЗОВ» за высокую оценку моей работы, потому что на самом деле эта премия была для меня большой неожиданностью. И меня просто поразила церемония вручения премии. Это было великолепное шоу, которое проходило в московском Манеже, церемонию показали на Первом канале. В ней участвовали известные деятели искусств — актеры, музыканты. И эта церемония привлекла внимание очень широкой публики, никак не связанной с наукой. Я считаю, что это очень важно. После церемонии многие, даже малознакомые и совсем незнакомые люди спрашивали меня, в чем заключается моя работа, просили рассказать про мои исследования. Я считаю, что это очень сильная сторона премии «ВЫЗОВ» — такое яркое представление лауреатов и их достижений, привлечение внимания СМИ, широкой общественности.

Евгений Антипов — лауреат премии «ВЫЗОВ» в номинации «Прорыв»
Евгений Антипов — лауреат премии «ВЫЗОВ» в номинации «Прорыв»Источник: Фонд развития научно-культурных связей «Вызов».

После церемонии вручения премии я почувствовал повышенное внимание и со стороны журналистов, и со стороны потенциальных инвесторов. У меня сейчас очень много рабочих встреч, интервью. И это, конечно, очень важно для того, чтобы мы в конечном итоге смогли сказать, что у нас появилась в стране новая отрасль промышленности, связанная с металл-ионными аккумуляторами.