Имена в индейских языках отражают историю землетрясений в Северной Америке

Топонимы и другие имена собственные языков американских индейцев предоставили уникальную информацию о землетрясениях, происходивших в Северной Америке до прихода европейцев.
Дмитрий Павлов
Автор Наука Mail
пейзаж горы Шалоба
Гора Нашоба, ныне популярная горнолыжная зона, — это «холм, который трясется». Фото: Джон Фелан/ Wikimedia CommonsИсточник: https://phys.org/

Согласно архивным отчетам, в 1638 году землетрясение на территории нынешних Нью-Гэмпшира и Массачусетса застало колонистов врасплох: они шатались от сильной подземной тряски, а из котлов, в которых «новые американцы» готовили обед в лагере на берегу реки Святого Лаврентия, выплескивалась горячая вода.

Когда Роджер Уильямс, основатель колонии Род-Айленд, разговаривал с местными коренными жителями, он заметил, что молодые члены племени были удивлены землетрясением. Но старейшины сообщили вождю бледнолицых, что за последние 80 лет подобные толчки происходили четыре раза.

В своем выступлении на ежегодном собрании Американского сейсмологического общества ученый из Бостонского колледжа Джон Эбель призвал своих коллег собрать больше информации о прошлых землетрясениях на востоке Северной Америки из рассказов коренных американцев и из лексического материала их языков.

дом посреди деревьев
Сегодня жители тихой деревеньки Мудус вряд ли задумываются о смысле ее названияИсточник: https://en.wikipedia.org/

Хотя для жителя регулярно сотрясаемой подземными силами Калифорнии северо-восток США может показаться безопасным местом, этот регион периодически подвержен сейсмической активности и в прошлом переживал сильные землетрясения. Письменные упоминания об этих землетрясениях относятся лишь к последним четырем сотням лет, но, по словам Эбеля, изучение более ранних периодов с помощью переданных из уст в уста знаний коренных американцев может помочь ученым лучше оценить сейсмические риски в этом регионе.

Иногда подсказки о прошлой сейсмической активности можно найти в топонимах. Например, в штате Коннектикут есть деревня Мудус. На алгонкинском диалекте это означает «место, где шумно». На протяжении сотен лет люди слышали в этом районе грохот, похожий на эхо в подземной пещере. Джон Эбель сказал, что звуки, которые раздаются в окрестностях Мудуса, похожи на те, что он слышал, когда был аспирантом и разбивал лагерь в пустыне Мохаве после землетрясения магнитудой 5,1. Кроме того, в северо-западных пригородах Бостона, где Эбель и его коллеги ведут наблюдения с середины 1970-х годов, регулярно случаются небольшие толчки.

Эбель однажды просматривал книги в поисках информации об исторических землетрясениях в этом регионе и наткнулся на путеводитель Управления общественных работ 1930-х годов, в котором говорится о шоссе №2, проходящем прямо через этот район, и о холме под названием Маунт-Нашоба. Руководство включало пояснение, в котором говорилось, что Нашоба происходит от индейского слова, которое означает «холм, который трясется».

портрет ученого Джона Эбеля
Сейсмолог Джон ЭбельИсточник: https://www.bc.edu/

Ученый провел исследование с целью выяснить, в языке каких племен региона есть слово, обозначающее землетрясение. Его наличие говорит о том, что землетрясения были довольно частым явлением. Поиски показали, что у племен сенека, каюга, натик и микмак есть такое специальное слово.

Эбель считает, что междисциплинарные исследования с участием лингвистов и этнологов, обладающих более подробными знаниями о америндских языках и преданиях коренных американцев, могут быть очень полезны сейсмологам, которые хотят расширить данные о землетрясениях на северо-востоке Северной Америки в доколониальные времена. 

Если удастся найти легенды, в которых сохранилась информация о стихийных бедствиях, то, возможно, по этим материалам можно было бы определить приблизительную дату и силу землетрясения.

Недавно мы рассказали о печальной судьбе доисторических североамериканских носорогов.