
В мозге мыши ученые обнаружили сигнал, который запускает процесс стирания воспоминаний о стрессовых ситуациях после того, как опасность миновала. Этот процесс называют «угасание страха», рассказывает Nature.
Ученые исследовали два вида мозговых нейронов, находящихся в части мозга, которая называется базолатеральной миндалиной (БЛМ). Соавтор исследования Микеле Пиньятелли, нейробиолог из Массачусетского института в Кембрижде говорит, что эти нейроны оказывают противоположное воздействие: одни стимулируют страх, другие — подавляют его.
До настоящего времени ученые не знали, что именно активирует нейроны во время угасания страха. На основе предыдущих исследований они считали, что это происходит благодаря нейромедиатору дофамину, который вырабатывается нейронами в другой части мозга — вентральной области покрышки (ВОП).
Исследователи ввели в мозг мышей флуоресцентные трассеры, чтобы показать, как ВОП посылает сигналы дофамина в БЛМ, а нейроны реагируют на эти сигналы. Затем они изучили влияние этих цепей на поведение мышей, которые были генетически модифицированы таким образом, что активность дофамина в их мозге производила флуоресцентный свет.

Сначала ученые поместили мышей в камеры, которые подавали слабые, но неприятные электрические разряды на их лапы, что заставляло животных замирать от страха. На следующий день они поместили мышей обратно в камеры, но не давали им никаких разрядов. Хотя поначалу мыши были напуганы, примерно через 15 минут они начали расслабляться, и исследователи увидели всплеск дофамина в нейронах.
Затем команда смогла воссоздать этот путь с помощью оптогенетики — техники, которая использует свет для управления активностью нейронов. Исследователи обнаружили, что когда они увеличивали количество дофамина, выделяемого нейронами ВОП в нейроны против страха в БЛМ, мыши могли достичь расслабленного состояния в камере быстрее.
Нейробиолог Ларри Цвайфель из университета Вашингтона (США) полагает, что человеческий мозг работает схожим образом. Таким образом нейроны в БЛМ могут стать мишенью для препаратов, помогающих лечить ПТСР или другие состояния, связанные со страхом.
Но потребуются дополнительные исследования, чтобы установить, в какой степени эти результаты применимы к человеческому мозгу.
В России тем временем ученые тоже бьются над этой проблемой и нашли новые вещества, которые помогут бороться с ПТСР.