
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета разработали уникальную методику расчета неравновесности углекислого газа, которая окажется полезной при посадках на некоторые планеты и тела Солнечной системы.
Гиперзвуковые полеты на Марс, которые в перспективе помогут человечеству освоить Красную планету, при вхождении в ее атмосферу будут сопровождаться ударными волнами в углекислом газе и его смесях с инертными газами. Чтобы посадка проходила успешно и безопасно, нужно учитывать параметры неравновесного газа и тепловых потоков. Математическая модель российских ученых повысит безопасность будущих миссий и позволит корректно проектировать теплозащиту космических аппаратов.
Заведующая кафедрой гидроаэромеханики СПбГУ, профессор РАН Елена Кустова объяснила, что все уравнения и коэффициенты переноса (теплопроводность, вязкость, диффузия) в разработанной модели выводятся теоретически, и диффузия в них учитывается впервые. Поскольку модель полностью самосогласованная, расчеты выполняются без использования эмпирических данных и готовых решений.

Ученые выявили влияние диффузии на теплопередачу в смеси углекислого газа и гелия. Традиционный подход эту взаимосвязь не учитывал, ввиду чего показатели теплового потока занижались в два раза. Новая разработка позволяет формировать прогнозы нагрева спускаемых космических аппаратов с высокой точностью.
Программа подходит для расчета параметров в газовых средах с высоким уровнем СО2, в том числе Венеры и некоторых спутников Юпитера. Универсальность модели позволяет использовать ее и для задач на Земле: усовершенствования методов переработки углекислого газа и замедления глобального потепления.
Разработка не имеет полных аналогов в мире и учитывает множество колебательных состояний углекислого газа. Модель можно использовать как в развернутом (6−8 тыс. уравнений), так и сокращенном варианте (около десятка уравнений). Программа позволяет моделировать неравновесные ситуации в газе для предстоящих полетов и интерпретировать результаты текущих экспериментов, проводимых на аэродинамических установках, в ударных трубах и соплах.
Ранее Наука Mail рассказывала, что крупнейший марсианский каньон хотят исследовать с помощью вертолетов.