
Раннее выявление расстройства аутистического спектра (РАС) позволяет начать необходимую поддержку и коррекцию в наиболее чувствительный период развития. Однако существующие методы диагностики требуют длительного наблюдения и сложных поведенческих оценок, что делает процесс долгим и трудоемким.
Новое исследование ученых Йоркского университета (Канада) предлагает необычный, но перспективный способ выявления РАС через анализ того, как человек захватывает предмет, сообщает Autism Research.
Ученые из Канады, Израиля и Великобритании провели эксперимент, в котором участники с диагнозом РАС и без него выполняли простую задачу — поднимали и перемещали различные объекты, используя только большой и указательный пальцы. При этом к пальцам были прикреплены высокоточные маркеры движения. Основное внимание ученые уделили естественным хватательным движениям — таким, которые мы совершаем в повседневной жизни.
Полученные данные проанализировали с помощью алгоритмов машинного обучения — технологий, позволяющих находить в огромных массивах информации тонкие закономерности, незаметные человеческому глазу. Выяснилось, что на основе двигательной активности пальцев модель смогла различать участников с аутизмом и без с точностью около 85%.

По словам доцента Эреза Фрейда, ведущего автора исследования, это поможет создать простые, быстрые и масштабируемые инструменты диагностики. Как подчеркивает соавтор исследования профессор Батшева Хадад из Хайфского университета, нарушения в моторике часто проявляются в раннем детстве — задолго до того, как можно надежно оценить социальные или коммуникативные особенности.
Важно отметить, что участниками исследования были молодые взрослые с нормальным уровнем интеллекта. Тем не менее, полученные данные могут быть адаптированы и для детей — в будущем исследователи планируют проверить гипотезу на более ранних возрастных группах.
Конечно, новый метод пока не заменяет традиционную диагностику, но способен существенно ее дополнить. Особенно это актуально для тех случаев, когда поведенческие признаки выражены слабо или неоднозначно. Подобные методы легко автоматизируются, не требуют длительной подготовки персонала, и могут применяться массово, например, в школах, детских садах или кабинетах педиатров.
Ранее мы рассказывали о том, что мозг детей с аутизмом иначе слышит мир.