
Ученые исследовали, как нарушение общей схемы мозга, связанной с музыкой, писательством, рисованием и генерацией идей, может усилить творческие способности. Результаты своего исследования они опубликовали в JAMA Network Open, рассказывает Psypost.
Авторы хотели ответить на вопрос, какие области мозга играют ключевую роль в творчестве человека и как это связано с последствиями травм головного мозга. Исайя Клетеник и его коллеги из Центра терапии мозговых контуров в больнице Brigham and Women’s Hospital изучили данные 857 участниц, которые приняли участие в 36 исследованиях креативности с помощью визуализации мозга.
В исследованиях использовалась ФМРТ для выявления областей мозга, которые активируются во время творческих занятий. Затем с помощью метода картографирования координатной сети ученые анализировали функциональную связность этих областей мозга, используя данные о состоянии покоя 1 тыс. здоровых взрослых людей.
Разные исследования регистрировали разные области мозга, которые активировались при выполнении творческих задач. Но 86% из них были связаны с общей мозговой схемой, которая характеризовалась отрицательной функциональной связью с правым лобным полюсом. При активности творческих областей мозга полюс был менее активен, что указывает на его подавляющую или регулирующую роль.

Исследователи проанализировали данные пациентов с поражениями головного мозга и данные пациентов с нейродегенеративными заболеваниями. Они обследовали пациентов с повреждениями в разных частях лобной доли и сделали интригующее открытие: у пациентов с повреждениями в правом полюсе лобной доли иногда наблюдалась повышенная креативность. Это может быть свидетельством того, что повреждение этой области может снижать самоконтроль.
Дополнительный анализ мозга людей с различными заболеваниями показал, что нарушение работы сети, ответственной за творчество, или атрофия мозга в областях, которые пересекаются с ней, могут привести к неожиданным проявлениям творческих способностей.
Самым удивительным открытием стало то, что все различные виды творческих задач имели общую региональную пониженную активность при визуализации мозга — в правом лобном полюсе. Эта часть мозга важна для контроля и поведения, основанного на правилах. Творчество может зависеть от подавления самоцензуры, которая затем может позволить более свободному течению свободных ассоциаций и генерации идей.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что происходит в мозге, когда мы читаем.