Российские ученые создали сверхпрочное покрытие для авиадвигателей

Уникальный защитный материал предотвращает окисление деталей авиадвигателей от высоких температур. Новая технология может снизить зависимость от зарубежного сырья.
Никита Коюшев
Автор Наука Mail
ученый демонстрирует синтез нового покрытия для авиадвигателей
Разработка УрФУ совместила в себе высокую скорость осаждения и значительную твердость покрытияИсточник: УрФУ

Ученые Уральского федерального университета и Института электрофизики УрО РАН разработали инновационное покрытие SiAlCN, состоящее из кремния, алюминия, углерода и азота. В пресс-службе УрФУ подчеркнули, что материал обеспечивает надежную защиту компонентов авиадвигателей от окисления при высоких температурах.

Секрет такой прочности заключается в особенностях нагрева покрытия. Химики синтезируют оболочку при температуре до 400°C, благодаря чему она обладает высокой скоростью осаждения и твердостью до 31 ГПа, что сопоставимо с алмазом. Новая технология, основанная на гибридном методе испарения алюминия и плазменной активации кремнийорганического прекурсора, позволяет получать плотную и дефектно-устойчивую структуру без использования токсичных веществ.

Эксперименты показали, что нанесение SiAlCN возможно не только на стальные и титановые, но и на легкоплавкие материалы, например, поликарбонат. Скорость осаждения составляет около 10 мкм в час, что значительно превосходит существующие методы.

Экспериментальный материал защитного покрытия
Новый метод российских ученых позволяет создавать плазму с уникальным набором характеристикИсточник: УрФУ

Ученые планируют протестировать изобретение на газовых турбинах и реактивных двигателях, а также адаптировать технологию для других отраслей. Кроме того, специалисты создали второй тип покрытия с высокими пьезорезистивными свойствами (изменение электрического сопротивления материала при его сжатии или растяжении), что открывает возможности для производства чувствительных тонкопленочных датчиков нового поколения.

Стоит упомянуть, что защитные покрытия играют важнейшую роль в современных авиадвигателях, способных функционировать при температурах до 1400°C. Новая разработка ученых с Урала позволит заменить импортные материалы и увеличит срок эксплуатации турбин.

Ранее в Науке Mail рассказывали, что в России запустили опытное производство дуговых реакторов для получения тугоплавких материалов.