Создан новый люминофор для аварийной системы самолетов

Специалисты СКФУ сделали элемент аварийной безопасности более долговечным. Это позволит уменьшить затраты на обслуживание аварийных систем.
Алина Лихота
Автор Наука Mail
Вес электролюминесцентных панелей в пять раз меньше, чем у светодиодных лент. Благодаря этому преимуществу самолет может принимать больше груза и пассажиров
Вес электролюминесцентных панелей в пять раз меньше, чем у светодиодных лент. Благодаря этому преимуществу самолет может принимать больше груза и пассажиров

Электролюминесцентные ленты в самолетах располагают на полу для указания пути к выходу при возникновении аварийной ситуации. Увидеть их можно и во время взлета и посадки, когда освещение в салоне выключают.

Ученые Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) получили патент на разработку цинкосульфидного люминофора — материала, необходимого для производства электролюминесцентных панелей, которые и служат источником такого освещения в гражданских самолетах российского производства.

За счет уникальной технологии изделие светит в три раза ярче отечественных аналогов: на поверхности сульфида цинка создается слой сульфида меди толщиной не больше 400 нм. Благодаря этому материал обретает особые свойства.

Изделие светит в три раза ярче отечественных аналогов, утверждают разработчики
Изделие светит в три раза ярче отечественных аналогов, утверждают разработчикиИсточник: СКФУ

«Этот материал работает при напряжении 100-110 вольт, обеспечивая яркость не менее 80 кд/м², что значительно эффективнее советских разработок, эффективно работающих только при высоком напряжении порядка 220-250 вольт», — отметили на сайте университета.

Электролюминесцентные панели состоят из подложки, диэлектрического, электролюминесцентного, защитного и проводникового слоев и преобразуют электрическую энергию в световую. Использовать их вместе с новым материалом, который позволяет добиться высокой яркости, можно как в авиастроении, так и в других отраслях промышленности, а также медицине и рекламе.

Производством подобных материалов занимаются всего несколько компаний в мире. Для России это высокотехнологичная разработка уникальна и имеет значение для импортозамещения.

Ранее Наука Mail писала о новом способе снизить шум двигателей самолетов.