
Электролюминесцентные ленты в самолетах располагают на полу для указания пути к выходу при возникновении аварийной ситуации. Увидеть их можно и во время взлета и посадки, когда освещение в салоне выключают.
Ученые Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) получили патент на разработку цинкосульфидного люминофора — материала, необходимого для производства электролюминесцентных панелей, которые и служат источником такого освещения в гражданских самолетах российского производства.
За счет уникальной технологии изделие светит в три раза ярче отечественных аналогов: на поверхности сульфида цинка создается слой сульфида меди толщиной не больше 400 нм. Благодаря этому материал обретает особые свойства.

«Этот материал работает при напряжении 100-110 вольт, обеспечивая яркость не менее 80 кд/м², что значительно эффективнее советских разработок, эффективно работающих только при высоком напряжении порядка 220-250 вольт», — отметили на сайте университета.
Электролюминесцентные панели состоят из подложки, диэлектрического, электролюминесцентного, защитного и проводникового слоев и преобразуют электрическую энергию в световую. Использовать их вместе с новым материалом, который позволяет добиться высокой яркости, можно как в авиастроении, так и в других отраслях промышленности, а также медицине и рекламе.
Производством подобных материалов занимаются всего несколько компаний в мире. Для России это высокотехнологичная разработка уникальна и имеет значение для импортозамещения.
Ранее Наука Mail писала о новом способе снизить шум двигателей самолетов.