
Генеративный искусственный интеллект, включая такие инструменты, как ChatGPT, способен значительно повысить креативность сотрудников, но только в том случае, если они умеют критически оценивать свою работу и эффективно взаимодействовать с технологиями. К такому выводу пришли ученые из Тулейнского университета в ходе масштабного полевого эксперимента. Это одно из первых исследований, изучающих влияние больших языковых моделей (LLM) на реальные рабочие процессы, а не в лабораторных условиях.
В эксперименте приняли участие 250 сотрудников технологической консалтинговой фирмы, которых случайным образом разделили на две группы: одна использовала ChatGPT в течение рабочей недели, а другая работала без него. Креативность участников оценивали как их руководители, так и независимые эксперты. Результаты показали, что доступ к ИИ действительно помог сотрудникам генерировать больше оригинальных и полезных идей по сравнению с теми, кто не пользовался технологией. Однако ключевым фактором оказалось не само наличие инструмента, а то, как именно работники его применяли.
Наибольший рост креативности наблюдался у тех, кто не просто пассивно использовал ChatGPT, а активно анализировал свои задачи, планировал стратегии и корректировал подходы в зависимости от получаемых результатов. Эти сотрудники обладали так называемыми метакогнитивными навыками — способностью осознавать и управлять своими мыслительными процессами.

Как пояснил ведущий автор исследования, профессор Шухуа Сан из Школы бизнеса AB Freeman при Тулейнском университете, генеративный ИИ не делает людей автоматически более креативными. Вместо этого он усиливает потенциал тех, кто умеет ставить четкие цели, оценивать промежуточные результаты и гибко адаптироваться к новым условиям.
Полученные данные имеют важные последствия для компаний, внедряющих ИИ-инструменты в надежде повысить инновационность своих команд. Исследователи подчеркивают, что простое предоставление доступа к ChatGPT или аналогичным платформам недостаточно. Чтобы раскрыть их потенциал, организациям необходимо инвестировать в развитие метакогнитивных навыков сотрудников. Это включает обучение стратегическому планированию, рефлексии и умению эффективно интегрировать ИИ в рабочие процессы. Хорошая новость в том, что эти навыки можно развить с помощью коротких, но целенаправленных тренингов.
Выводы исследования выходят за рамки корпоративной среды. Авторы работы призывают педагогов и политиков пересмотреть подходы к образованию, сделав развитие метакогнитивных способностей приоритетом в подготовке будущих специалистов. Традиционно образовательные системы фокусируются на когнитивных навыках, таких как запоминание и анализ информации, но уделяют мало внимания тому, как студенты управляют своим мышлением. В эпоху ИИ этот дисбаланс может стать критическим, поскольку успех все чаще зависит не только от знаний, но и от умения эффективно взаимодействовать с технологиями.
Ранее специалисты из Америки призвали не считать результаты выдачи моделей искусственного интеллекта мыслительным процессом.