Больных сибирской язвой смогут спасти даже после «точки невозврата»

Гибель больных сибирской язвой обусловлена необратимым поражением клеток токсином Bacillus anthracis. Ученые расшифровали биохимический механизм действия токсина и нашли средство, способное спасти, даже когда бесполезны антибиотики.
Дмитрий Павлов
Автор Наука Mail
сибирская язва в чашке Петри
Культура бацилл сибирской язвы на мясном бульонеИсточник: https://phys.org/

Сибирская язва, особо опасное инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Bacillus anthracis, поддается лечению на ранних стадиях. Но как только через несколько дней болезнь переходит «точку невозврата», пациенты почти наверняка обречены.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Microbiology, ученые из Питтсбургского университета показали, что коктейль из факторов роста устранил потенциально смертельное повреждение клеток у мышей с сибирской язвой. Вероятно, такой же подход можно адаптировать для лечения людей, находящихся на грани жизни и смерти.

Старший автор исследования доктор Шихуэй Лю из Медицинской школы Питтсбургского университета и научный сотрудник Института старения, считает, что нужно быть постоянно готовыми к возможному использованию B. antracis в качестве биологического оружия в глобальных масштабах. Сейчас в мире от сибирской язвы ежегодно умирает всего несколько десятков человек.

Сибирская язва под микроскопом
Споры возбудителей сибирской язвы невероятно живучи. Автоклавирование при 110 градусах убивает их лишь через 1,5 часа. Эффективные средства против Bacillus anthracis — хлорамин и концентрированная перекись водорода Источник: https://phys.org/

В большинстве случаев люди болеют кожной формой сибирской язвы с достаточно специфическими местными проявлениями (черный струп в месте проникновения инфекции, отсюда и греческое название anthrax — уголек, карбункул). Летальность даже при поздно начатом лечении не превышает 20%. Однако при легочной и генерализованной формах ранние симптомы неспецифичны и похожи на симптомы острых респираторных заболеваний. Инфекцию часто не диагностируют до тех пор, пока не становится слишком поздно даже для современных методов лечения. Нужны новые подходы к терапии на поздних стадиях и в терминальной стадии заболевания.

Когда B. anthracis попадает в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, инъекции или контакт с кожей, микроорганизм вырабатывает два белка, которые соединяются в смертельный токсин. На ранних стадиях сибирскую язву можно лечить антибиотиками, которые уничтожают бактерию, или антителами, которые нейтрализуют токсин до того, как он проникнет в клетки. Но, попав в клетки, токсин инактивирует ферменты из группы MEK, отщепляя один из их концов и нарушая процессы, которые они контролируют. Это быстро вызывает обширные повреждения тканей и органов, приводящие неустранимой полиорганной недостаточности, сепсису и летальному исходу.

Сибирская язва
Бактериолог работает с культурой сибирской язвыИсточник: https://phys.org/

Чтобы узнать больше о роли контролируемых MEK путей при заболевании сибирской язвой, Лю и его команда вывели мышей с модифицированными ферментами MEK, которые были устойчивы к расщеплению смертельным токсином. Это были ферменты MEK1 и MEK2, контролировавшие сигнальный путь ERK (англ. extracellular signal-regulated kinase), участвующий в делении клеток и выживании, а также MEK3 и MEK6, которые регулировали сигнальный путь киназы p38, отвечающий за защиту от стресса.

При воздействии токсина B. anthracis мыши с модифицированными MEK1/2 или MEK3/6 жили гораздо дольше, чем контрольные животные. Это указывает, что для нейтрализации токсина возбудителя сибирской язвы необходимо инактивировать сигнальные пути ERK и p38. У мышей и клеток человека, подвергшихся воздействию токсина, дальнейшая комбинация трех факторов роста, каждый из которых по отдельности одобрен для лечения других заболеваний, реактивировала сигнальный путь ERK и вернула их к точке невозврата.

Ученые до сих пор считали, что, поскольку токсин разрушает белки MEK, отщепляя их концы, то возникающее в результате повреждение клеток необратимо. Поэтому они были очень удивлены, обнаружив, что определенные факторы роста способны реактивировать путь ERK и спасти клетку.

Поскольку для активации сигнальных путей ERK в разных типах клеток организма могут требоваться разные факторы роста, исследователи сейчас работают над оптимизацией лечения всех форм сибирской язвы.