
Что отличает преданного хоккейного болельщика от случайного зрителя? Ученые из университета Ватерлоо (Канада) впервые заглянули в мозг зрителей во время просмотра матча и обнаружили, что эмоциональное вовлечение фанатов активирует ключевые зоны мозга даже в те моменты, которые большинству кажутся незначительными. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
В работе использовался метод функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS) — неинвазивной технологии, позволяющей отслеживать активность мозга с высокой точностью без громоздких томографов. Двадцать участников, от случайных зрителей до ярых фанатов, наблюдали за профессиональным европейским хоккейным матчем, в то время как ученые фиксировали изменения в их мозговой активности.

У страстных болельщиков во время атакующих вбрасываний (моментов, когда шайба возвращается в игру в зоне противника) активно включалась дорсальная медиальная префронтальная кора. Эта область мозга связана с эмоциональной вовлеченностью, социальным мышлением и оценкой ситуаций. Другими словами, фанаты в такие секунды мысленно «просчитывали» сценарии и эмоционально реагировали на потенциальное развитие событий. Для случайных зрителей это были просто технические моменты.
При этом, вопреки ожиданиям, никакой особенной разницы в мозговой активности между группами не возникало в моменты забитых голов. Вероятно, такие эпизоды одинаково значимы для всех зрителей: и знатоков, и новичков. А вот «тонкие» эпизоды требуют стратегического мышления, и именно тут проявляется уровень вовлеченности.

Визуализация мозга дает уникальную возможность заглянуть в то, что происходит на подсознательном уровне у фанатов. Результаты исследования могут помочь спортивным трансляциям стать точнее, эмоциональнее и интереснее. Понимание того, какие моменты действительно удерживают внимание зрителя, дает вещателям и маркетологам мощный инструмент для создания по-настоящему вовлекающего контента.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, как глаза на самом деле воспринимают реальность.