AR-интерфейсы могут повысить доверие к беспилотному транспорту

Психологический барьер перед беспилотниками можно преодолеть благодаря AR-технологии, которая объясняет решения машины и адаптирует интерфейс под водителя.
Екатерина Морозова
Автор Наука Mail
беспилотный автомобиль
Психологический барьер перед беспилотниками можно преодолеть благодаря AR-технологии, которая объясняет решения машины и адаптирует интерфейс под водителяИсточник: Unsplash

Автомобили с автопилотом уже давно перестали быть фантастикой. Однако согласно глобальному опросу 2024 года, в котором приняли участие почти 8 тыс. человек, большинство людей по-прежнему не готовы доверить управление машине без водителя. Это недоверие остается серьезным препятствием для массового внедрения автономного транспорта.

Австралийские и французские ученые из университета Южной Австралии и IMT Atlantique разработали сложный симулятор вождения с использованием гарнитур дополненной реальности (AR). В исследовании приняли участие 28 добровольцев в возрасте от 22 до 50 лет (18 мужчин и 10 женщин). Участники тестировали семь разных визуальных сценариев AR, в которых информация о дорожной ситуации добавлялась, изменялась или удалялась.

Дополненную реальность интегрировали в интерфейс автомобиля, чтобы проецировать данные на лобовое стекло или панель приборов. Это могли быть навигационные подсказки, предупреждения об опасностях, пешеходах или других транспортных средствах. Некоторые визуальные элементы были функциональными, другие — развлекательными, например, указатели на кафе или виртуальные парки динозавров. Все элементы интерфейса можно было персонализировать в зависимости от предпочтений водителя, уровня его внимания и стресса.

AR-система в беспилотнике
Люди чувствуют себя спокойнее, если видят, как машина принимает решенияИсточник: Freepik

Результаты показали, что доверие к автономным системам значительно возрастает, когда поведение автомобиля становится понятным и предсказуемым. Люди чувствуют себя спокойнее, если видят, как машина принимает решения. Даже визуальные дополнения, не связанные с безопасностью, повышали уровень доверия, хотя иногда и отвлекали. Напротив, удаление части информации снижало ментальную нагрузку, но делало вождение менее прозрачным и вызывало больше тревоги.

Исследователи подчеркивают, что важна не только полнота информации, но и ее уместность. AR может стать тем самым интерфейсом, который выстраивает доверие между человеком и автомобилем будущего. Впереди — испытания в реальных дорожных условиях с более разнообразной аудиторией.

Ранее Наука Mail рассказывала о том, что Китай тестирует новый беспилотник с ИИ на борту, чтобы реализовать 20-часовой полет без пилота.