
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) на сессии «Университеты на пути к новой модели высшего образования» ректор Южного федерального университета Инна Шевченко рассказала об особом месте магистратуры в вузах и о том, как следует выстраивать новые программы для обучения специалистов.
На фоне усиливающейся роли магистратуры как ключевого элемента специализированного высшего образования в России формируется иная модель подготовки кадров, в том числе по перспективным технологическим направлениям. Одним из ярких примеров стало обучение магистрантов в области микрофлюидного синтеза. Шевченко подчеркнула, что в создании обучающих программ должны участвовать ведущие университеты, научные организации и индустриальные партнеры, чтобы студенты понимали специфику высокотехнологичных производств.
Учебников еще нет, технологий микрофлюидного синтеза еще нет, а специалистов нужно готовить сегодня.
Спикер также добавила, что с компаниями обсуждаются не только программы дополнительного профессионального образования (ДПО), но и создание магистерской программы в принципиально новой логике. Свежий подход позволит студентам не просто учиться, но и работать на стыке науки и производства, а также быть готовыми к вызовам, для которых пока не существует решений.

Будущая модель магистратуры должна стать инструментом быстрой и адресной подготовки специалистов, способных работать с неопределенностью и внедрять свои разработки в производство. Профессиональные и исследовательские треки будут сосуществовать, обеспечивая как научный резерв, так и подготовку управленцев и инженеров нового типа.
Микрофлюидные технологии — это область науки и техники, связанная с управлением потоками очень малых объемов жидкостей (обычно в микролитрах и нанолитрах) в каналах, которые часто бывают размером с человеческий волос. Микрофлюидика позволяет проводить химические и биологические реакции в крошечных «лабораториях на чипе».
Ранее в Науке Mail рассказывали, что на полях ПМЭФ-2025 поделились результатами использования ИИ в постановке диагнозов.