В Перми изучили реакцию углепластика на удары

Пермские ученые провели серию экспериментов с образцами углепластика. По композитам наносили удары падающим грузом. Это позволило изучить прочность материалов.
Автор Наука Mail
Образцы углепластика
Источник: Олег Староверов/ПНИПУ

Углепластики широко используются в автомобилестроении, авиации, космонавтике и судостроении. В конструкциях самолетов нового поколения доля композиционных материалов составляет около 50%.

Материал востребован ввиду комбинации необходимых свойств: высокой прочности и малого веса. Однако на изменение прочности и жесткости материала могут повлиять незначительные удары. Например, жесткая посадка, столкновение с камнем, птицей или повреждение градом.

Повлечь образование трещин или расслоение способно даже слабое воздействие. При этом повреждения могут оставаться скрытыми и почти незаметными снаружи. Исследователи подвергали образцы именно таким ударам, которые не разрушали материал целиком, но оставляли внутренние дефекты.

Крыло самолета
Источник: Unsplash

«В авиации инженеры могут использовать эти данные для того, чтобы решить, можно ли дальше летать с найденным повреждением крыла или нужно провести срочный ремонт. Если повреждение ниже порога — самолет еще может оставаться рабочем состоянии, но если выше — требуется немедленное вмешательство», — объясняется на сайте ПНИПУ.

В результате экспериментов были выделены два этапа деградации углепластика: плавное снижение свойств и резкое изменение показателей прочности и жесткости после определенного уровня повреждений. Иными словами, определена пороговая чувствительность композита к ударам.

Исследования пермских ученых помогают понять, как даже слабые удары могут сказаться на прочности конструкций. На практике это позволит предотвращать аварии и обеспечивать безопасность самолетов и судов.