
Исследование команды из Комплексного онкоцентра Калифорнийского университета в Дейвисе (UC Davis), опубликованное в Nature Communications, показало: у людей белок FasL (Fas Ligand), которым иммунные клетки «убивают» опухоль, повреждается под действием фермента плазмина. У неандертальцев, шимпанзе и других приматов такой уязвимости нет, т.к. в их версии белок защищен.
FasL запускает гибель клетки. Его применяют в модифицированных Т-клетках в составе CAR-T-терапии. Но у человека этот белок легко расщепляется плазмином — ферментом, который особенно активен в солидных опухолях, включая рак яичников, кишечника и молочной железы.

Команда во главе с микробиологом Джогендером Туширом-Сингхом обнаружила, что именно эта особенность помогает опухолям отключать иммунный ответ. Даже если CAR-T клетки активированы и готовы к атаке, а FasL уже разрушен и раковые клетки остаются живы. Это частично объясняет, почему технологии, эффективные при лейкозах, не работают при раке твердых тканей.
Эволюционная мутация в FasL могла способствовать увеличению размера мозга у людей. Но в контексте рака это был неблагоприятный компромисс, поскольку мутация дает определенным опухолям возможность разоружить части нашей иммунной системы.
В эксперименте авторы показали, что защитить FasL можно с помощью ингибиторов плазмина или антител, которые блокируют расщепление белка. Это усиливает способность Т-клеток уничтожать раковые клетки даже в условиях опухолевой среды. Они предлагают комбинировать иммунотерапию с защитой FasL и уже начали разрабатывать препараты, которые могли бы это делать. Это может дать преимущество в лечении трудноизлечимых опухолей, особенно с высоким уровнем плазмина.
Ранее мы писали о том, что ученые впервые запустили терапию CAR-T прямо внутри организма.