
ДНК редко хорошо сохраняется в этом регионе, что ограничивает возможности узнать больше о генетическом и демографическом прошлом Сахары. Однако результаты, представленные на этой неделе учеными из Римского университета Сапиенца, проливают свет на корни древних жителей пустыни.
В период с 2003 по 2006 год группа археологов раскопала скальное убежище под названием Такаркори на юго-западе Ливии, недалеко от границы с Алжиром. На месте раскопок были обнаружены черепки керамики, пропитанные молочными жирами — древнейшие свидетельства молочного животноводства в Африке. Здесь также были обнаружены останки 15 женщин и детей, захороненных между 8000 и 400 годами до н.э., а пещера украшена наскальными рисунками, изображающими сцены охоты и выпаса скота.
Внимание ученых привлекли останки двух женщин-пастухов возрастом около 5000 лет, которые естественным образом мумифицировались в условиях сухой пустыни и содержали достаточно сохранившейся ДНК. Так получилось реконструировать их геномы и сравнить их происхождение с базами данных современных и древних популяций.

Выяснилось, что большинство предков людей Такаркори происходят от ранее неизвестной североафриканской генетической линии, которая отделилась от южной линии и оставалась изолированной на протяжении большей части своего существования. Оба представителя Такаркори генетически тесно связаны с 15000-летними собирателями из пещеры Тафоралт в Марокко, известными по иберо-маврской культуре.
Ранее на основе археологических находок и предыдущих геномных исследований ученые выдвигали гипотезу, что североафриканские мигранты заселили так называемую «Зеленую Сахару» (в период с 7000 до 3500 лет до н.э. этот регион не был пустыней), а затем смешались с жителями территории южнее Сахары и Восточного Средиземноморья.

Однако новый анализ ДНК указывает, что предки обнаруженных женщин отличались от африканцев южнее Сахары. Геномы людей из этого региона — и большей части мира за пределами Африки — содержат фрагменты, полученные от неандертальцев. Считается, что современные люди начали покидать Африку и обмениваться генами с нашими близкими европейскими родственниками около 50 000−60 000 лет назад. Но геном женщины с наиболее сохранившейся ДНК минимально указывал на неандертальское происхождение, его было в 10 раз меньше, чем у людей, живущих сегодня за пределами территории южнее Сахары.
Интересно, что керамика, найденная в Такаркори, напоминает ту, что изготавливается по всей Северной Африке. Это предполагает контакт с людьми за пределами Сахары. Однако анализ генома не показывает никакого смешения с новыми популяциями, даже когда те люди начали заниматься скотоводством около 8300 лет назад. Такое развитие сельского хозяйства и изменения в культуре часто становятся результатом притока новых людей. Однако «Зеленая Сахара» не была коридором для миграции людей — она была коридором для идей и технологий.