
Аутизм — это нарушение нейроразвития, которое влияет на множество аспектов жизни человека, включая поведение, коммуникацию и социальное взаимодействие. Одним из менее обсуждаемых, но важных проявлений аутизма являются особенности походки. Они могут варьироваться от едва заметных до выраженных и способны влиять на повседневную активность.
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM), необычная походка рассматривается как вспомогательный диагностический признак аутизма. Наиболее распространенные проявления включают ходьбу на носках, поворот стоп внутрь или наружу, а также более медленные и широкие шаги. Исследования, охватывающие 30 лет наблюдений, показывают, что у людей с аутизмом походка часто отличается меньшей плавностью, увеличенным временем фазы опоры и большей вариативностью скорости движения.
Причины этих особенностей связаны с особенностями развития мозга. Ключевую роль играют базальные ганглии, отвечающие за автоматизацию движений, и мозжечок, который координирует моторику и поддерживает равновесие. У людей с аутизмом структура и функции этих областей могут отличаться, что приводит к изменению походки. Раньше считалось, что эти различия связаны с задержкой развития, но теперь известно, что они сохраняются на протяжении всей жизни и иногда становятся более выраженными с возрастом.

Помимо нейробиологических факторов, на походку влияют двигательные, когнитивные и сенсорные особенности человека. Например, люди с более сложными формами аутизма могут демонстрировать более заметные двигательные нарушения. Кроме того, изменения в походке могут быть индикатором сенсорной перегрузки, сигнализируя о необходимости дополнительной поддержки или отдыха.
Не все особенности походки требуют вмешательства. Если они не мешают повседневной жизни, коррекция может не понадобиться. Однако в случаях, когда необычная походка приводит к частым падениям, ограничивает физическую активность или вызывает мышечное напряжение, поддержка становится необходимой. Для детей с аутизмом особенно полезны программы, интегрированные в школьное обучение, такие как двигательные занятия в классе или групповые спортивные активности.
Ранее исследователи из России и США впервые изучили, как связаны друг с другом функциональные сети нейронов в мозге детей-аутистов, что позволило им выявить аномалии во взаимодействиях сети когнитивного контроля и сенсомоторной сети, которые мешают мозгу «переключаться» между внешними и внутренними сигналами.