
На первый взгляд, пол будущего ребенка определяется случайно. Сперматозоиды несут либо X-, либо Y-хромосому, и вероятность рождения мальчика или девочки считается практически равной. В реальности же все оказывается не так просто. Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, опровергает такую вероятность и пытается дать логическое объяснение тому, что влияет на пол будущего потомства, пишет Science.
Ученые проанализировали данные более чем 58 тыс. американок из масштабного долгосрочного проекта Nurses"Health Study (Исследование здоровья медсестер), охватывающего почти 150 тыс. рождений с 1956 по 2015 год. Они обнаружили, что у некоторых женщин с большей вероятностью рождались дети одного и того же пола. Как оказалось, этот эффект особенно выражен у тех, кто родил первого ребенка в возрасте старше 28 лет. В их случае вероятность «однополого» потомства была выше на 13% по сравнению с теми, кто рожал до 23 лет.

Дополнительный анализ, включающий генетические данные более чем 7 тыс. участниц, выявил ряд интересных корреляций. У матерей, родивших только дочерей, чаще встречались определенные варианты гена NSUN6 на 10-й хромосоме. У женщин, родивших только мальчиков, — варианты гена TSHZ1 на 18-й хромосоме. При этом оба этих гена не имеют прямой связи с репродуктивной функцией. NSUN6 участвует в метилировании РНК, а TSHZ1 связан с обонятельной функцией. Тем не менее их присутствие может указывать на более сложные и пока не до конца изученные биологические механизмы.
Результаты совпадают с предыдущими исследованиями генетика из Мичиганского университета Цзяньчжи Чжана. В 2024 году его команда, используя данные Британского биобанка, попыталась доказать, что все дело в «перевесе» гена на 10-й хромосоме, отвечающего за образование сперматозоидов и оплодотворение. Мутация этого места «связана с повышением вероятности рождения девочки на 10 процентных пунктов», утверждает исследователь. Однако он добавляет, что к его и новому исследованиям следует относиться с долей скепсиса, поскольку участники обоих были преимущественно европейского происхождения и, следовательно, не могли в полной мере отражать глобальное генетическое разнообразие.

Исследователи попытались учесть также поведенческие и социальные факторы. В семьях с детьми разного пола родители нередко прекращают деторождение, а в семьях с детьми одного пола — наоборот, стремятся «добиться баланса». Даже при исключении из анализа последнего ребенка в семье доля семей с двумя детьми разного пола была выше, чем можно было бы ожидать по случайности — почти 53%. Это может говорить о биологической предрасположенности.
Интересно, что по мере увеличения числа детей в семье тенденция к рождению детей одного пола только усиливалась. В семьях с тремя мальчиками четвертым ребенком чаще всего (в 61% случаев) тоже оказывался мальчик. Для девочек этот показатель составлял 58%. Это наблюдение также может отражать скрытые биологические механизмы.
В настоящий момент вся критика исследования упирается в выборку, указывает генетик из Пенсильванского университета Иэн Мэтисон. А следовательно, идея участка на 10-й хромосоме резко не отрицается. Возможно, с пополнением международного биобанка у исследователей появится больше материала для изучения и они смогут точнее оценить вклад наследственности в распределение полов у потомства.
Ранее Наука Mail рассказывала, что в Великобритании родились младенцы с ДНК трех родителей.