Российские эксперты назвали особенности обучения левшей

Новое исследование показало, что у леворуких детей быстрее развивается слухоречевая память, но могут возникать трудности с пространственным восприятием.
Автор Наука Mail
Левша держит карандаш
У детей с ведущей левой рукой быстрее развивается слухоречевая память, чем зрительнаяИсточник: Unsplash

Ученые Сеченовского университета провели масштабное исследование, посвященное нейропсихологическим особенностям леворуких детей.

Результаты показали, что у таких школьников иначе развиваются память и пространственное восприятие, что может влиять на успеваемость. Доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Ольга Шалина и ассистент Дмитрий Романов подробно разобрали ключевые аспекты обучения левшей и дали практические рекомендации педагогам.

В последние десятилетия количество детей-левшей неуклонно растет, и это не является патологией. Леворукость не влияет на интеллект, но меняет процесс усвоения информации. Так, дети с ведущей левой рукой по-другому осваивают письмо, у них иначе развивается память и перерабатываются данные. Чтобы выяснить, как именно это происходит, исследователи провели нейропсихологическую диагностику 130 школьников. Сравнивались показатели левшей и правшей, а также динамика развития первоклассников и четвероклассников с ведущей левой рукой.

В ходе исследования использовались специальные нейропсихологические пробы — мини-эксперименты, позволяющие оценить особенности психических функций. Например, детям предлагали копировать сложные фигуры.

Когда ребенок рисует стол, мы анализируем не только точность изображения, но и силу нажима, уровень концентрации, характер ошибок. Это помогает понять, какие зоны мозга работают активнее. Также школьники запоминали группы слов, трудновербализуемые фигуры, составляли рассказы по картинкам и выполняли другие задания.
Ольга Шалина
доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы Сеченовского университета

Оказалось, что 87% левшей склонны к «зеркальному» отображению изображений. Чтобы минимизировать эту проблему, ученые рекомендуют размещать на парте алфавит — это создаст зрительную опору. Еще одна распространенная особенность — трудности с пространственным восприятием. Многие леворукие дети рисовали предметы плоско, а не объемно, что может отражаться на успехах в арифметике и грамматике.

Для развития пространственного мышления исследователи советуют использовать специальные игры. Полезны задания, где нужно определить положение предметов относительно себя, а также упражнения на «перевертыши» — когда ребенок должен повторить движение или рисунок в зеркальном отображении. Интересно, что даже игра в бадминтон неведущей рукой может улучшить арифметические способности.

Руки с блокнотом и ручкой
В течение последних десятилетий количество детей-левшей постоянно растет, сообщили исследователи.Источник: Unsplash

Еще одно важное открытие — у левшей быстрее развивается слухоречевая память по сравнению со зрительной. Это говорит об активной работе левого полушария мозга. В первом классе слухоречевая память может быть слабее, но к четвертому классу ее объем значительно увеличивается. Поэтому особенно важно поддерживать детей на начальном этапе обучения.

Кроме того, ученые выяснили, что 71% левшей быстрее утомляются и могут быть более рассеянными на уроках. Для улучшения концентрации рекомендуются тренинги, направленные на развитие произвольности и процессов торможения. Такие занятия должны быть динамичными, вовлекать все сенсорные системы и проходить в игровой форме.

Ранее Наука Mail рассказывала, что психологи развеяли миф о большей креативности левшей.