Как мозг распознает лица вокруг нас: исследование

Почему мы видим лица там, где их нет, и как это используют в рекламе.
Автор Наука Mail
распознать лицо мозг может даже там, где его нет
Ученые раскрыли, какие визуальные элементы активируют наше внимание и как это применить в маркетингеИсточник: Unsplash

Ученые из Университета Суррея выяснили, почему мы так часто замечаем образ лица в облаках, узорах, розетках и других предметах. Это явление называется парейдолией. Новое исследование, опубликованное в журнале i-Perception, объясняет, как именно наш мозг на него реагирует.

Исследователи провели четыре эксперимента с участием 54 человек. Добровольцам показывали изображения настоящих лиц с отведенным взглядом, а также объекты, напоминающие лица, например, два кружка и изогнутая линия, похожие на глаза и рот. Ученые использовали метод подсказки взглядом, который позволяет понять, как быстро и куда перемещается внимание человека при взгляде на изображение.

Оказалось, что и настоящие лица, и парейдолии одинаково быстро притягивают внимание. Но мозг делает это по-разному. Если перед нами реальное лицо, мы автоматически смотрим на глаза — они главный ориентир. А вот при парейдолии внимание захватывает не одна деталь, а вся композиция — симметрия, расположение «глаз» и «рта», общее сходство с лицом. Чем оно сильнее, тем активнее реагирует мозг.

Как проходили эксперименты 1–3. a. Примеры изображений, которые использовались для привлечения внимания: настоящие лица с отведенным взглядом и предметы, напоминающие лица. b. Схема одного испытания, в котором участникам показывали такие изображения, чтобы проследить, куда и как быстро они переводят взгляд
Как проходили эксперименты 1–3. a. Примеры изображений, которые использовались для привлечения внимания: настоящие лица с отведенным взглядом и предметы, напоминающие лица. b. Схема одного испытания, в котором участникам показывали такие изображения, чтобы проследить, куда и как быстро они переводят взглядИсточник: i-Perception

По словам доктора Ди Фу, преподавателя когнитивной нейронауки и одного из авторов исследования, такие реакции заложены в нас эволюцией. Распознавание лиц — важный инстинкт. Лучше ошибиться и увидеть лицо там, где его нет, чем не заметить его в толпе, когда это действительно важно.

Но у этой особенности есть и прикладная сторона. В дизайне, упаковке и рекламе можно использовать образы, напоминающие лица, чтобы мгновенно привлекать внимание. Особенно эффективны «глаза» — они запускают зрительные и эмоциональные реакции даже тогда, когда мы не осознаем этого. Так иллюзорные лица из мира парейдолии превращаются в инструмент, на который можно опираться в маркетинге, и теперь у этого подхода есть научное обоснование.

Ранее Наука Mail рассказывала о том, что ученые определили идеальную форму женских губ.