Нужен ли юмор в серьезной науке: исследование ученых

В новой работе доказана ценность научного юмора при коммуникации ученых с широкой общественностью. Популяризация научных знаний должна быть яркой, живой и вызывающей доверие, особенно на фоне контента, который генерирует искусственный интеллект.

  

картинка с примером научного юмора
«Сегодня мы поговорим о Солнечной системе. В качестве оппонента нашей уважаемой гостье мы пригласили в студию представителя общества плоскоземельщиков»Источник: https://commons.wikimedia.org/

Авторитетный, умный, ответственный, серьезный — если бы вас попросили описать ученого в общих чертах, вы бы, вероятно, использовали такие определения. Однако «забавный», скорее всего, не было бы первым словом, которое пришло бы вам в голову. На самом деле ученые редко используют юмористический тон при общении с широкой публикой, возможно, из-за опасения показаться менее убедительными.

Тем не менее, новое исследование, опубликованное в издании Journal of Science Communication, предполагает прямо противоположное: использование юмора — в данном исследовании в контексте искусственного интеллекта — может повысить как привлекательность ученых, так и воспринимаемую надежность научной информации, которую они излагают.

Политики давно усвоили этот урок: удачно вплетенная шутка — ценный инструмент для привлечения внимания общественности и укрепления доверия. Однако ученые гораздо реже используют юмор в научной коммуникации. Они могут опасаться, что беззаботный подход может сделать их менее авторитетными и, следовательно, снизить доверие к результатам научных работ.

Хорошая новость заключается в том, что сама наука, по-видимому, противоречит этому предположению. Исследование, проведенное Александрой Линн Фрэнк, докторанткой Колледжа массовых коммуникаций Грейди при Университете Джорджии, показало, что при передаче научного контента юмор, вызывая смех у аудитории, может положительно влиять на привлекательность автора, а также усиливать восприятие сообщения как имеющего достоверный источник научной информации.

Исследование Фрэнк дополняет растущее число работ, посвященных использованию юмора (например, жанра стендап) в научной коммуникации в последние годы. В работе также рассматривается юмор «в контексте постов ученых в социальных сетях».

неоновая вывеска Stand Up
Популярный жанр прекрасно подходит для популяризации наукиИсточник: Unsplash

Исследование было направлено на то, чтобы восполнить этот пробел, углубив понимание того, как люди реагируют на антропоморфизм и сатиру, предоставив ученым и научным коммуникаторам практические рекомендации.

Ученые сосредоточили внимание на контенте, связанном с искусственным интеллектом, представленном в виде карикатур, опубликованных в Twitter/X вымышленным ученым, доктором Джейми Девоном. Использованный тип юмора можно разделить на три категории: сатира (мягкая, в духе Горация), антропоморфизм (использование животных или предметов, ведущих себя как люди) или сочетание этих сценариев.

В исследовании использовался онлайн-опрос со встроенным экспериментом (участники знали, что проходят опрос, но не знали, что участвуют в эксперименте). Чтобы обеспечить репрезентативность 2212 участников, они были отобраны с помощью квотной выборки в соответствии с данными переписи населения США.

мужчина смеется
Ученые тоже любят юморИсточник: Unsplash

Участникам показали одну из восьми версий вымышленного диалога в Twitter/X, инициированного доктором Девоном. В твите был карикатурный рисунок об искусственном интеллекте (ИИ), а элемент юмора варьировался в четырех условиях: без юмора (контрольный вариант), антропоморфизм, сатира и их сочетание. После просмотра контента участники сообщали, насколько они были увлечены (то есть насколько им понравился юмор), насколько им понравился ученый, и оценивали уместность контента как подходящей формы научной коммуникации.

По мнению Фрэнк, их исследование подтвердило идею о том, что юмор может помочь ученым в общении. Политики, артисты и рекламодатели часто используют шутки, потому что людям нравится общаться с теми, кто может их рассмешить. Когда людям что-то кажется смешным, они обычно с меньшей вероятностью будут спорить или отвергать сообщение или человека, который говорит или показывает смешные вещи.

примеры шуток из исследования
Примеры твитов, увиденных участниками тестирования. Фото: Александра Л. Фрэнк, Майкл А. Каччаторе, Сара К. Йо и Леона Йи-Фан СуИсточник: https://phys.org/

Юмор должен быть эффективным и искренне вызывать смех у зрителей; в противном случае он окажет противоположный эффект. Жесткие формы сатиры могут восприниматься как агрессивные, и это подорвет доверие к источнику научной информации. Сарказм или жесткое обращение к кому-либо крайне нежелательны. Работа Фрэнк предоставляет ценную информацию для специалистов, занятых разработкой стратегий публичных коммуникаций. При ответственном подходе юмор — это мощный инструмент, который может сделать ученых более человечными и наладить связи с общественностью в социальных сетях. Используя юмор, ученые могут упростить сложные концепции, сделав их более доступными.

Такой подход не только способствует укреплению доверия, но и может в дружелюбной форме развеять дезинформацию. Более того, юмор может пробудить любопытство, побуждая людей искать дополнительную информацию по важным научным темам.

Между прочим, существует гипотеза, что юмор — самый эффективный метод воспитания. Вы согласны с этим?