
В рамках тематического проекта, поддержанного Национальными институтами здравоохранения США, ученые из Колумбийского и Дьюкского университетов (США) совместно с коллегами из Медицинской школы Федерального университета Сан-Паулу (Бразилия) провели анализ межпоколенческой травмы.
Они доказали, что стресс матери имеет негативные последствия для потомства, даже если оно само не сталкивалось с подобными ситуациями.
В исследовании приняли участие 352 пары матерей и их новорожденных детей. Все младенцы родились доношенными и в срок. У них был идеальный вес, а беременность матери проходила без риска. Однако в первые дни жизни дети стремительно набирали вес.
Часть испытуемых находилась на грудном вскармливании (70 %), остальные — на смешанном, поэтому в их рационе не было продуктов, которые могли бы повлиять на вес.
По стандартам Всемирной организации здравоохранения, прибавка в весе в первые дни жизни должна составлять 30 г. Однако испытуемые младенцы прибавляли в среднем по 35 г, а некоторые — до 78 г в день. Оказалось, что каждое неблагоприятное событие, которое их матери пережили в детстве, добавляло по 1,8 г ежедневно к весу малышей. Причем эта схема касалась только мальчиков.

Почему именно мальчики оказались в группе риска? Исследователи считают, что все дело в отличиях плаценты. Плаценты, которые питают мальчиков, более чувствительны к колебаниям обмена веществ и метаболитов в крови матери. Они могут стать более проницаемыми, и тогда на малыша будут влиять воспалительные факторы, вызванные высоким уровнем стресса матери.
В дальнейшем исследователи планируют наблюдать за весом малышей до достижения ими двух лет. Они хотят оценить влияние прикорма, а также выработать стратегии по коррекции влияния воспалительных факторов, невольно доставшихся мальчикам по наследству.
Тем временем эстонские ученые выдвинули гипотезу, что удовлетворенность жизнью передается на генном уровне.