
Ученые-психологи из Северо-Западного и Гарвардского университетов (США) впервые доказали, что младенцы в возрасте уже 15 месяцев способны сформировать представление о предмете, используя только контекст разговора. Свое открытие они опубликовали в журнале PLOS One.
«Многие считают, что для успешного изучения слов необходимо, чтобы младенец «сопоставлял» новое слово с физически присутствующим объектом (например, "Посмотри на кумкват!"). Но в естественном течении дня для нас — и для младенцев — очень характерно слышать слова, когда объекты, к которым они относятся, недоступны нашему непосредственному восприятию», — сказала старший автор Сандра Ваксман.
Исследователи задействовали в эксперименте 67 младенцев в возрасте 12 месяцев и 67 — в возрасте 15 месяцев. Они предложили им выполнить задания из трех частей:
исследователи произносили знакомые слова, сопровождая их картинками;
знакомили их с новым словом из той же семантической группы, но без визуального сопровождения;
показывали два новых объекта и спрашивали, где находится то, о чем они ранее говорили.

Дети в 15 месяцев дольше смотрели на новый предмет, о котором им ранее говорили. Они использовали контекстные подсказки, чтобы найти этот предмет.
Исследователи предположили, что в 12 месяцев дети еще не знают достаточно слов, которые слышат в контексте, а потому не могут сформировать мысленное представление о новом слове.
«Исследование показывает, что даже младенцы, которые только начинают произносить свои первые слова, учатся на языке, который слышат, даже если обсуждаемых объектов или событий нет рядом», — поясняет Сандра Ваксман.
Новое исследование подчеркивает важность языка в повседневной жизни малышей: чтения книг, разговоров, объяснений.
Другие ученые тем временем представили способ улучшения математических способностей у школьников.