Дети с 15 месяцев учат названия объектов, которые не видели

Маленьким детям не обязательно видеть предмет, чтобы выучить слово, которое его обозначает. Такая особенность появляется у людей по истечении первого года жизни, полагают американские исследователи.
Илия Никитина
Маленькая девочка разглядывает детскую книжку
Дети понимают не только те слова, которые они виделиИсточник: Unsplash

Ученые-психологи из Северо-Западного и Гарвардского университетов (США) впервые доказали, что младенцы в возрасте уже 15 месяцев способны сформировать представление о предмете, используя только контекст разговора. Свое открытие они опубликовали в журнале PLOS One.

«Многие считают, что для успешного изучения слов необходимо, чтобы младенец «сопоставлял» новое слово с физически присутствующим объектом (например, "Посмотри на кумкват!"). Но в естественном течении дня для нас — и для младенцев — очень характерно слышать слова, когда объекты, к которым они относятся, недоступны нашему непосредственному восприятию», — сказала старший автор Сандра Ваксман.

Исследователи задействовали в эксперименте 67 младенцев в возрасте 12 месяцев и 67 — в возрасте 15 месяцев. Они предложили им выполнить задания из трех частей:

  • исследователи произносили знакомые слова, сопровождая их картинками;

  • знакомили их с новым словом из той же семантической группы, но без визуального сопровождения;

  • показывали два новых объекта и спрашивали, где находится то, о чем они ранее говорили.

Задумавшийся маленький мальчик
Ребенок копит в памяти все новое, что слышит в течение дняИсточник: Unsplash

Дети в 15 месяцев дольше смотрели на новый предмет, о котором им ранее говорили. Они использовали контекстные подсказки, чтобы найти этот предмет. 

Исследователи предположили, что в 12 месяцев дети еще не знают достаточно слов, которые слышат в контексте, а потому не могут сформировать мысленное представление о новом слове.

«Исследование показывает, что даже младенцы, которые только начинают произносить свои первые слова, учатся на языке, который слышат, даже если обсуждаемых объектов или событий нет рядом», — поясняет Сандра Ваксман.

Новое исследование подчеркивает важность языка в повседневной жизни малышей: чтения книг, разговоров, объяснений.

Другие ученые тем временем представили способ улучшения математических способностей у школьников.