Использование ChatGPT снизило когнитивную активность

Нейробиологи проанализировали мозговую активность 54 человек, чтобы выяснить, как использование ИИ влияет на когнитивные способности. Оказалось, что при работе с нейросетью в мозгу отключаются три ключевые функции.
Ольга Сарма
Фото телефона с вкладкой ChatGPT
ChatGPT — чат-бот с генеративным искусственным интеллектом, поддерживающий запросы на естественных языкахИсточник: Unsplash

Ученые Массачусетского технологического института (США) опубликовали на сервере arXiv результаты исследования, в котором попытались выяснить, как работает мозг человека при использовании искусственного интеллекта в процессе выполнения творческого задания.

В эксперименте приняли участие 54 человека в возрасте от 18 до 39 лет. Всем им было предложено написать эссе на тему: «Почему изобилие выбора может мешать принятию решений?». Участников разделили на три группы: первая писала эссе с использованием ChatGPT, вторая — с помощью поисковой системы Google, третья полагалась исключительно на собственные знания и мышление. Во время работы у всех испытуемых с помощью электроэнцефалографии регистрировалась активность мозга в 32 зонах.

Результаты показали, что участники первой группы, работавшей с ChatGPT, продемонстрировали наименьшую когнитивную активность. По данным ЭЭГ, у них наблюдалось снижение уровней внимания, контроля и глубокой обработки информации. Особенно это проявлялось в альфа-, тета- и дельта-диапазонах, связанных с памятью, творчеством и мышлением. По словам исследователей, многие участники просто копировали сгенерированные ИИ фрагменты и переносили их в финальную версию, почти не вовлекаясь в процесс и не запоминая содержание.

Визуализация исследования
Сравнение мозговой активности трех группИсточник: MIT Media Lab

Во второй группе, пользовавшейся Google, зафиксировали более высокие показатели творческой активности. Участники активно искали, анализировали и структурировали информацию. Однако лучшими по качеству оказались работы третьей группы, которой не разрешалось пользоваться никакими цифровыми помощниками. У этих испытуемых наблюдалась более выраженная нейронная активность и удовлетворенность результатом. Их эссе отличались оригинальностью и глубиной мышления.

В своей работе авторы отмечают, что использование ИИ в образовательной среде, особенно в школах, может нести риски для долгосрочного развития мозга, поскольку у детей когнитивные структуры только формируются. Этот вывод и стал главной причиной, по которой результаты эксперимента были опубликованы не дожидаясь рецензирования. Ученые хотели привлечь внимание к этой проблеме.

В ближайшее время нейробиологи обещают опубликовать новое исследование. На этот раз о влиянии ИИ на процесс программирования. Первые данные показывают, что при написании кода с помощью цифрового помощника мозговая активность снижается еще сильнее, чем при работе над эссе.

Ранее Наука Mail рассказывала, что «думающий» ИИ приводит к самым большим затратам энергии и, как следствие, выбросам в атмосферу.