
Исследователи из Техасского международного университета A&M решили провести эксперимент, чтобы выяснить, как сигналы окружающей среды об опасности, бедности или нестабильности влияют на опасения людей по поводу будущего доступа к продовольствию и выбор продуктов, который эти опасения провоцируют. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Food Quality and Preferences.
Для предыдущих исследований ученые использовали опросы, которые показывали, что суровые условия жизни или ожидание нехватки пищи побуждали людей выбирать высококалорийные продукты. В настоящем исследовании ученые провели эксперимент, основанный на движении глаз.
Ученые выбрали 142 участников, которых распределили по трем группам, где они подвергались воздействию воображаемых условий:
стабильная богатая ресурсами среда;
экономическая нестабильность с дефицитом ресурсов;
жестокая и опасная среда.
После прочтения или просмотра предназначенного для них сценария участникам показали 80 парных изображений продуктов питания — низкокалорийный и высококалорийный вариант. Ученые оценивали, сколько времени участники смотрели на продукты.

Кроме того, испытуемые выполнили задание на оценку привлекательности продуктов, а также заполнили анкеты, которые показали уровень их голода, социально-экономическое положение и ожидание дефицита продуктов.
Ученые получили следующие результаты:
все участники быстрее обращали внимание на высококалорийную еду и дольше задерживали на ней взгляд;
все участники оценивали высококалорийные продукты как более привлекательные;
у людей, которые ожидали нехватки продовольствия, эффект прайминга был заметнее — они неосознанно выбирали более сытные продукты;
условия стресса и насилия не вызывали повышенного внимания к высококалорийным продуктам;
в условиях безопасной среды повышалось внимание к низкокалорийным продуктам.
Ученые делают вывод, что не все условия провоцируют интерес к высококалорийным продуктам: такой эффект замечен у ситуаций с экономическими лишениями и ограниченным доступом, а вот жестокость и страх, напротив, снижают аппетит или оставляют его на том же уровне.
Исследователи делают вывод, что в суровой или непредсказуемой среде организм выбирает питание, которое предоставляет немедленное вознаграждение. Человек выбирает пищу, которая поможет ему выжить в трудные времена. В будущем ученые планируют расширить эксперимент и использовать очки для отслеживания движений глаз в магазинах и ресторанах.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что причина лишнего веса — вовсе не лень.