
Среди знаменитых математиков число представительниц прекрасного пола очень незначительно, что не раз наталкивало ученых и обывателей на мысль о том, что математика лучше дается мужчинам. Но когнитивный психолог Элизабет Спелке из Гарвардского университета еще много лет назад заняла твердую позицию в том, что нет никаких различий в общих способностях к естественным наукам у женщин и мужчин.
Новая статья в журнале Nature, написанная Спелке совместно с группой европейских исследователей, стала еще одним доводом в пользу этого аргумента.
Команда ученых проанализировала данные о математических навыках более чем 2,5 миллиона детей из Франции. Результаты показали, что в начале обучения различия в уровне подготовки между мальчиками и девочками практически отсутствовали, однако начинали нарастать всего через несколько месяцев систематического изучения математики в школе.

Эти выводы согласуются с более ранними, но менее масштабными исследованиями, проведенными в США и других странах, которые также показывают, что изначальный математический потенциал детей не зависит от пола. До начала обучения не наблюдается гендерных различий в математической успеваемости, что говорит о том, что любые возникающие различия в дальнейшем обусловлены внешними факторами: образовательной средой, методами преподавания, содержанием учебных программ и социальными установками.
Одним из самых показательных элементов исследования Спелке и ее коллег стало сравнение результатов детей, которые начали обучение до и после реформы, направленной на улучшение преподавания математики в детских садах. Увеличение внимания к раннему математическому развитию не только улучшило общие показатели, но и снизило гендерное неравенство, особенно среди детей, начавших обучение в условиях пандемии, когда обучению уделялось меньше времени.
Это обстоятельство оказалось ключевым: сокращение учебных часов привело к уменьшению гендерного разрыва, что демонстрирует связь между временем, проведенным в традиционной образовательной системе, и возникновением различий в результатах. Иными словами, чем дольше дети учатся в обычной школьной среде, тем заметнее становятся гендерные различия в математике, и это происходит без явных признаков биологической предрасположенности.

Авторы исследования подчеркивают, что ни гормональные факторы, ни пространственное мышление, ни генетика не объясняют появления этого разрыва всего через четыре месяца после начала обучения. Поскольку такие различия не наблюдаются у дошкольников, можно сделать вывод, что структура и содержание школьного математического образования играют важную роль в формировании этих различий.
Таким образом становится очевидным, что внимание следует сосредоточить не на детях, а на образовательной системе, если цель состоит в выравнивании возможностей и раскрытии индивидуального потенциала каждого ученика вне зависимости от пола. Гендерный разрыв, возникающий в школьной среде, можно предотвратить или минимизировать за счет пересмотра подходов к обучению.
Ранее в Науке Mail рассказывали о том, что ученые определили возраст начала игровой зависимости.