Склонность детей к математике не зависит от пола

Новое исследование опровергает популярное мнение о том, что мальчики изначально имеют лучшие способности к математике.
Автор Наука Mail
Распространенное мнение о том, что мальчики изначально имеют лучшие задатки к математике, оказалось под сомнением
Распространенное мнение о том, что мальчики изначально имеют лучшие задатки к математике, оказалось под сомнениемИсточник: Unsplash

Среди знаменитых математиков число представительниц прекрасного пола очень незначительно, что не раз наталкивало ученых и обывателей на мысль о том, что математика лучше дается мужчинам. Но когнитивный психолог Элизабет Спелке из Гарвардского университета еще много лет назад заняла твердую позицию в том, что нет никаких различий в общих способностях к естественным наукам у женщин и мужчин.

Новая статья в журнале Nature, написанная Спелке совместно с группой европейских исследователей, стала еще одним доводом в пользу этого аргумента.

Команда ученых проанализировала данные о математических навыках более чем 2,5 миллиона детей из Франции. Результаты показали, что в начале обучения различия в уровне подготовки между мальчиками и девочками практически отсутствовали, однако начинали нарастать всего через несколько месяцев систематического изучения математики в школе.

Увеличение внимания к раннему математическому развитию не только улучшило общие показатели, но и снизило неравенство знаний между мальчиками и девочками
Увеличение внимания к раннему математическому развитию не только улучшило общие показатели, но и снизило неравенство знаний между мальчиками и девочкамиИсточник: Unsplash

Эти выводы согласуются с более ранними, но менее масштабными исследованиями, проведенными в США и других странах, которые также показывают, что изначальный математический потенциал детей не зависит от пола. До начала обучения не наблюдается гендерных различий в математической успеваемости, что говорит о том, что любые возникающие различия в дальнейшем обусловлены внешними факторами: образовательной средой, методами преподавания, содержанием учебных программ и социальными установками.

Одним из самых показательных элементов исследования Спелке и ее коллег стало сравнение результатов детей, которые начали обучение до и после реформы, направленной на улучшение преподавания математики в детских садах. Увеличение внимания к раннему математическому развитию не только улучшило общие показатели, но и снизило гендерное неравенство, особенно среди детей, начавших обучение в условиях пандемии, когда обучению уделялось меньше времени.

Это обстоятельство оказалось ключевым: сокращение учебных часов привело к уменьшению гендерного разрыва, что демонстрирует связь между временем, проведенным в традиционной образовательной системе, и возникновением различий в результатах. Иными словами, чем дольше дети учатся в обычной школьной среде, тем заметнее становятся гендерные различия в математике, и это происходит без явных признаков биологической предрасположенности.

Пандемия COVID-19, которая привела к сокращению учебных часов, уменьшила гендерный разрыв при изучении математики
Пандемия COVID-19, которая привела к сокращению учебных часов, уменьшила гендерный разрыв при изучении математикиИсточник: Unsplash

Авторы исследования подчеркивают, что ни гормональные факторы, ни пространственное мышление, ни генетика не объясняют появления этого разрыва всего через четыре месяца после начала обучения. Поскольку такие различия не наблюдаются у дошкольников, можно сделать вывод, что структура и содержание школьного математического образования играют важную роль в формировании этих различий.

Таким образом становится очевидным, что внимание следует сосредоточить не на детях, а на образовательной системе, если цель состоит в выравнивании возможностей и раскрытии индивидуального потенциала каждого ученика вне зависимости от пола. Гендерный разрыв, возникающий в школьной среде, можно предотвратить или минимизировать за счет пересмотра подходов к обучению.

Ранее в Науке Mail рассказывали о том, что ученые определили возраст начала игровой зависимости.